1. Общие вопросы
1.1. Всероссийский литературный конкурс «Класс!» (далее – конкурс) учреждён с целью поиска и поощрения юных авторов, способных создавать литературно-художественные произведения высокого качества, а впоследствии – внести существенный вклад в развитие российской и мировой художественной литературы.

1.2. Учредителями конкурса являются:
•Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям;
•Российская государственная детская библиотека;
•Государственный музей истории российской литературы имени В.И.Даля;
•Литературный институт имени А.М.Горького;
•Ассоциация литературных журналов;
•Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»;
•Телекомпания «Класс!»;
•Литературные мастерские Creative Writing School;

1.3.Конкурс проводится при поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям, Министерства культуры Российской Федерации, Министерства просвещения Российской Федерации, региональных органов управления культурой и образованием.

1.4. Целями конкурса являются:
•воспитание любви к русскому языку и отечественной литературе среди детей и подростков;
•поиск молодых талантливых авторов, способных впоследствии стать выдающимися отечественными писателями;
•приобщение детей и подростков к художественному слову и литературному творчеству;
•развитие и повышение творческого и литературного потенциала детей и подростков;
•обеспечение преемственности поколений в отечественной литературе.

1.5.
Задачами конкурса являются:
•научить детей и подростков создавать литературные произведения высокого качества;
•способствовать повышению престижа литературной деятельности как одной из форм индивидуального и семейного досуга;
•вовлечь в творческий процесс по созданию литературных произведений учреждения образования и культуры;
•организовать творческое взаимодействие между талантливыми подростками и профессиональными литераторами.

1.6. Конкурсный сезон 2018-2019 гг. проходит в городах Москве, Санкт-Петербурге,Саратове, Перми и Нижнем Новгороде (далее – регионы-участники). Начиная с сезона 2021- 2022 гг., число регионов-участников конкурса должно составлять не менее пятидесяти.
1.7.
Органами управления конкурсом являются Попечительский совет,Организационный комитет, Экспертные комитеты, Координатор экспертных комитетов, жюри конкурса.
1.8. Настоящее Положение, контактные адреса, информация об учредителях и жюри, новости и иная информация для участников конкурса размещается на официальном сайте конкурса.

2. Основные термины и понятия, используемые в настоящем Положении


Анкета участника – бланк-формуляр, содержащий все необходимые сведения об Участнике.
Всероссийский этап конкурса – второй этап конкурса, в рамках которого30 финалистов регионального этапа распределяются по командам членов жюри, участвуют в творческих мастерских и борются за звание победителя конкурса.
Жюри конкурса – орган, состоящий из нечётного числа (но не менее пяти) человек,который утверждается Организационным комитетом конкурса ежегодно. Члены жюри конкурса, в число которых входят известные писатели и педагоги, редакторы ведущих литературных изданий, другие специалисты книжного дела, участвуют в отборе финалистов конкурса в команды, проводят творческие мастерские, а также осуществляют отбор победителей конкурса.
Заявка
– совокупность рассказа и Анкеты, поданных на участие в конкурсе в надлежащем порядке.
Коллегия преподавателей
– орган, который формируется внутри каждой школы региона-участника самостоятельно и состоит из учителей русского языка и/или литературы.
Команда – группа из 6 финалистов во главе с членом жюри, которая формируется по итогам специальной процедуры отбора.
Координатор конкурса – лицо, назначаемое учредителями, которое осуществляет координацию всех процессов, связанных с организацией и проведением конкурса.
Координатор экспертных комитетов – лицо, которое утверждается Организационным комитетом конкурса и которое организовывает и контролирует деятельность Экспертных комитетов конкурса. Координатор Экспертного комитета осуществляет дистанционное обучение его членов.
Конкурсный сезон
– период со дня объявления старта конкурса до дня награждения победителей конкурса.
Методические материалы – специальные инструкции, обязательные к ознакомлению для Коллегий и Экспертных комитетов.
Награждение – финальный этап конкурса, представляющий собой торжественную церемонию вручения призов победителям конкурса.
Организационный комитет (Оргкомитет) конкурса
– высший орган управления конкурсом, который утверждается учредителями и который отвечает за соблюдение настоящего Положения и руководит организацией и проведением всех конкурсных мероприятий.
Победители конкурса – 5 участников конкурса, которые выбраны членами жюри из30 финалистов по итогам всероссийского этапа конкурса. Попечительский совет конкурса – высший контрольный орган конкурса, который утверждается учредителями и который совместно с Организационным комитетом конкурса принимает решения по наиболее важным программным и финансовым вопросам.
Рассказ
– литературно-художественное прозаическое произведение, которое написано на русском языке на одну из заданных тем.
Региональный этап конкурса
– первый этап конкурса, принять участие в котором могут все, кто проживает в одном из регионов-участников конкурса и соответствует критериям участника конкурса.
Регион-участник
– один из городов текущего конкурсного сезона, в котором проходит региональный этап конкурса.
Творческая мастерская
– сессия, в ходе которой члены жюри занимаются с финалистами в своих командах, изучают писательское ремесло и работают над текстами.
Темы – полученные в ходе жеребьёвки и утвержденные Организационным комитетом темы конкурсного сезона, одна из которых должна служить идейной основой рассказа.
Участники конкурса
– учащиеся 8-11классов государственных бюджетных общеобразовательных учреждений и частных общеобразовательных учреждений.
Финалисты конкурса
– 30 участников, которые отобраны Экспертными комитетами по итогам регионального этапа конкурса.
Экспертный комитет конкурса – орган, который создаётся в каждом регионе-участнике и состоит из профессиональных литераторов, литературных редакторов, литературных критиков, библиотекарей, школьных учителей и преподавателей вузов. Председатель каждого Экспертного комитета назначается Координатором экспертных комитетов. Состав каждого Экспертного комитета определяется его Председателем и утверждается Координатором экспертных комитетов. В обязанности Экспертного комитета входит оценка рассказов участников в соответствии с критериями Приложения No 1 и определение Финалистов регионального этапа. Контроль за деятельностью Экспертных комитетов осуществляет Координатор экспертных комитетов.

3. Условия выдвижения произведений на участие в конкурсе

3.1. К участию в конкурсе допускаются учащиеся 8-11 классов государственных бюджетных общеобразовательных учреждений и частных общеобразовательных учреждений, за исключением детей или иных близких родственников учредителей конкурса, членов Организационного комитета, жюри или Экспертного комитета конкурса.
3.2.
Для участия в конкурсе участникам необходимо предоставить оригинальные и не публиковавшиеся ранее художественные прозаические произведения (далее – рассказы),написанные на русском языке на заданные темы.
3.3. Каждый год задаётся определённое количество тем рассказов, равное числу членов жюри в соответствующий конкурсный сезон. Темы рассказов определяются путём случайной жеребьёвки из равного числа тем, предложенных каждым членом жюри (в итоге жеребьёвки каждый член жюри оказывается представлен одной темой).
3.4. Темы не могут касаться религиозных и политических вопросов, а также не должны совпадать с традиционными темами выпускных экзаменов или сочинений к памятным датам. Выбранные в результате жеребьёвки темы публикуются на сайте конкурса.
3.5. К участию в конкурсе допускаются рассказы объёмом до 10 тысяч знаков с пробелами, оформленные шрифтом Arial или Times New Roman (12 и 14 кегль соответственно) с соблюдением полуторного междустрочного интервала.
3.6. Рассказы, участвующие в конкурсе, не рецензируются, представленные работы не возвращаются. Переписка с участниками конкурса не ведётся.
3.7. После определения тем рассказов в государственные и частные общеобразовательные учреждения регионов-участников конкурса направляются методические материалы по организации и проведению конкурса.

4. Порядок проведения регионального этапа конкурса


4.1. Ученики, которые имеют право принять участие в конкурсе, пишут рассказ на одну из заданных тем и сдают его своему классному руководителю в бумажном и электронном видах вместе с заполненной анкетой (Приложение No2 к настоящему Положению).
4.2. Классные руководители собирают все полученные рассказы и по окончании срока приёма заявок передают их в Коллегию преподавателей.
4.3. Члены Коллегии преподавателей читают все поступившие работы от учеников школы и осуществляют первичный отбор лучших из них путём тайного голосования.Каждый член Коллегии преподавателей имеет право проголосовать не более чем за три рассказа. Если член Коллегии в то же время является классным руководителем одного из участников конкурса, то он не имеет права голосовать за отобранный им же рассказ.Победившим по итогам голосования рассказам присваиваются, соответственно, 1, 2 и 3 места.
4.4. Лучшие рассказы, отобранные Коллегией преподавателей каждой школы,направляются в региональный Экспертный комитет. Коллегия преподавателей имеет право направить в Экспертный комитет до 3 работ от своей школы, но только из числа занявших 1-3 места по итогам голосования. Работы направляются в Экспертный комитет в бумажном и электронном видах вместе с заполненной анкетой участника.
4.5. Экспертный комитет осуществляет отбор финалистов регионального этапа из числа рассказов, отобранных Коллегией преподавателей на основе критериев, установленных в Приложении No 1 к настоящему Положению.
4.6. Каждой работе Экспертный комитет присваивает номер, состоящий из кода региона, буквенного обозначения населенного пункта (района) и порядкового номера. Данные регистрационных таблиц являются конфиденциальной информацией и передаются только в Оргкомитет конкурса.
4.7. Каждый член Экспертного комитета имеет сбалансированную нагрузку по чтению рассказов, которая определяется в пропорции от суммарного объема поступивших работ.
4.8. По результатам прочтения каждый член Экспертного комитета формирует персональную десятку лучших рассказов из числа отведенных ему лично работ, которые выносятся на коллегиальное обсуждение. Данные рассказы читаются всеми членами Экспертного комитета.
4.9. По результатам прочтения и обсуждения указанных рассказов Экспертный комитет формирует список из шести региональных финалистов.
4.10.Экспертный комитет направляет рассказы финалистов регионального этапа конкурса в электронном виде в Организационный комитет.

5. Порядок проведения всероссийского этапа конкурса


5.1. Во всероссийском этапе конкурса участвуют по 6 финалистов от каждого региона-участника.
5.2. Всероссийский этап конкурса проходит в городе Москве на базе Российской государственной детской библиотеки.
5.3. Приезд финалистов конкурса и сопровождающих лиц к месту проведения всероссийского этапа и их размещение финансируется за счёт средств организаторов конкурса в расчёте 1 финалист – 1 родитель или законный представитель.
5.4. После окончания регионального этапа каждый из членов жюри читает30 рассказов финалистов конкурса. Все работы читаются членами жюри под номерами, скрывающими фамилию и название учебного заведения участников.
5.5.
Ознакомившись с рассказами финалистов, члены жюри осуществляют набор финалистов в свои команды. Процедура предполагает следующие этапы:
•автоматическая жеребьёвка, определяющая очередность, согласно которой они будут набирать финалистов в команды;
•в порядке, определенном жеребьёвкой, члены жюри набирают финалистов в команды по круговому принципу (друг за другом, по одному участнику за ход);
•набор продолжается, пока в команде у каждого из членов жюри не будет по 6 финалистов.
5.6.
Члены жюри конкурса проводят авторские творческие мастерские для всех участников своей команды. В ходе мастерских члены жюри работают над рассказами вместе финалистами и обучают их литературному мастерству. Продолжительность творческих мастерских определяет Организационный комитет конкурса.
5.7. По итогам проведения творческих мастерских каждый член жюри конкурса выбирает одного победителя из числа финалистов своей команды. Выбор основывается на качестве рассказов финалистов и их работе на творческих мастерских.

6. Поощрение победителей

6.1. 30 финалистов Всероссийского этапа конкурса награждаются почётными дипломами конкурса и комплектом книг современных отечественных писателей с автографами авторов.
6.2. Пять победителей конкурса из числа 30 финалистов дополнительно получают поощрительный приз и право опубликовать свой рассказ, выдвинутый на конкурс, в одном из ведущих литературных изданий России.
6.3. На основании решения Организационного комитета специальные награды получают также школы и преподаватели, подготовившие финалистов и победителей конкурса.
6.4.
Церемония объявления и награждения победителей конкурса проходит ежегодно в июне


Положение о ежегодном
Всероссийском литературном конкурсе «Класс!»