Подборка упражнений. «Деталь»



Смастерить хороший текст под силу каждому, рецепт очень прост, но, вместе с тем сложен: читать, очень много читать, а после – писать (никак не меньше, чем читать). Чтобы сделать этот путь интереснее, мы собрали для вас разнообразные упражнения по «Литературному мастерству». Уделите час этим любопытным штукам и персонажи станут глубже и убедительные.
Жизнь скроена из моментов — внимание к деталям делает регулярную прогулку в парке интереснее, наполняет историями и смыслами. Поймал интересную деталь? Неси ее в текст, при правильном подходе она обязательно приживется. Здесь важна мера: тонкости делают прозу живой, близкой к реальности, однако чрезмерная детализация бессмысленна — любая мелочь в тексте должна работать на сюжет, характер персонажа или атмосферу (здесь деликатность особенно важна).

Какая она, твоя комната?

Для того, чтобы передать настроение места необходимо не так уж и много, достаточно буквально двух наиболее ярких штрихов. К примеру, в доме спортсмена взгляд упадет на спортивный инвентарь, медали и кубки, а там, где редко появляются люди, скорее всего, будет громадный слой пыли и чахлые цветы.

Оглянись вокруг, что лучше всего характеризует комнату, где ты проводишь свободное время? Попробуй написать ее интерьер, используя не более трех деталей.

От малого к большему (и обратно)

Похожая история работает с портретами персонажей: читатель редко получает подробное описание. Нашему воображению достаточно нескольких деталей, остальное мы выдумаем сами. Выпиши те детали, которые делают характер твоего любимого героя. Сколько их?

Только правда и ничего кроме правды

Для того, чтобы написать историю, действие которой происходит на пасеке, писателю придется изучить статьи по пчеловодству и хорошенько разобраться в том, как устроен улей — в противном случае читатель просто не поверит ему. Детали создают эффект присутствия, делают текст объемнее.

Попробуй написать сцену, действие которой происходит в Тегусигальпе, столице Гондураса. По каким улицам ходят персонажи? Где обедают и ужинают? Как отдыхают? Постарайся быть максимально достоверными.

Быть сыщиком — почти не сложно

Прочитай (или перечитай) рассказ «Убийство на улице Морг» Эдгара По, этот текст — двоюродный дядюшка всех существующих детективных историй. Возможно детективная интрига покажется тебе несколько примитивной, однако постарайся побороть неловкость и обрати внимание на то, как из набора деталей-улик рождается сюжет.

А после попробуй написать собственную историю. Мы предлагаем использовать следующие детали: обертка шоколадной конфеты, мобильный телефон и морская раковина. Получилось?

Вместо тысячи слов

Правильно подобранная деталь — верный способ сделать историю многослойной, сказать то, что прямым текстом звучать не будет. Такие часто становятся его сквозным мотивом, скрепляют историю.

Выбери любую деталь из приведенных ниже, изучи ее символическую нагрузку в разных культурах. Что значит красный цвет? Слон? Зеркало? Дерево? Подумай о том, как можно использовать ее в истории.

Шестое чувство

Деталью может быть не только предмет материального мира, но и чувство. Принято считать, что мы воспринимаем мир через пять известных каждому чувств, а именно: зрения, слуха, обоняния, осязания и вкуса. Писатели быстро взяли на заметку эти свойства человеческого организма и заставили свои тексты звучать и пахнуть — запахи, звуки, тактильные ощущения делают текст живым и настоящим.

Однако все не так просто. Человек обладает еще несколькими (да-да, и вовсе не одним, шестым) важными чувствами: эквибриоцепция — чувство равновесия, ноцицепция — восприятие боли кожей, термоцепция — чувство тепла (и холода), проприоцепция — ощущение того, где находятся части нашего тела даже, когда мы их не видим.

Попробуй использовать такую деталь, как чувство равновесия. Эта задача куда сложнее, чем щедро приправить текст запахами. Справишься?

Учись наблюдать!

А главное — больше наблюдай за миром вокруг. Заведи блокнот или заметку в любом мобильном устройстве, записывай туда все то, что кажется тебе интересным, а после — смело используй в своих историях.