Общие вопросы

1.1. Всероссийский конкурс «Класс!» (далее – конкурс) учреждён с целью поиска и поощрения юных авторов, способных создавать литературно-художественные произведения высокого качества, а впоследствии – внести существенный вклад в развитие российской и мировой художественной литературы.

1.2. Учредителями конкурса являются:

Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям;

Министерство просвещения России;

Ассоциация преподавателей русского языка и литературы;

Российская государственная детская библиотека;

Государственный музей истории российской литературы имени В.И. Даля;

Литературный институт имени А.М. Горького;

Ассоциация литературных журналов;

Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»;

Литературные мастерские Creative Writing School.


1.3. Конкурс проводится при поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям, Министерства культуры Российской Федерации, Министерства просвещения Российской Федерации, региональных органов управления культурой и образованием.

1.4. Целями конкурса являются:

a) воспитание любви к русскому языку и отечественной литературе среди детей и подростков;

b) поиск молодых талантливых авторов, способных впоследствии стать выдающимися отечественными писателями;

c) приобщение детей и подростков к художественному слову и литературному творчеству;

d) развитие и повышение творческого и литературного потенциала детей и подростков;

e) обеспечение преемственности поколений в отечественной литературе.

1.5. Задачами конкурса являются:

a) научить детей и подростков создавать литературные произведения высокого качества;

b) способствовать повышению престижа литературной деятельности как одной из форм индивидуального и семейного досуга;

c) вовлечь в творческий процесс по созданию литературных произведений учреждения образования и культуры;

d) организовать творческое взаимодействие между талантливыми подростками и профессиональными литераторами.

1.6. Конкурсный сезон 2020–2021 гг. проходит в 30 субъектах Российской Федерации: Москва, Московская область, Санкт-Петербург, Саратов, Пермь, Нижегородская, Амурская, Тульская, Орловская, Рязанская, Тюменская, Тверская, Ростовская, Воронежская,Волгоградская, Смоленская, Свердловская, Ярославская, Владимирская области, Хабаровский край, Ставропольский край, Майкоп, Красноярский край, Краснодарский край, Республика Коми, Иркутск, Новосибирск, Ханты-Мансийск, Татарстан, Архангельск.

1.7. Органами управления конкурсом являются Попечительский совет, Организационный комитет, Куратор, Экспертные комитеты, Координатор экспертных комитетов, жюри конкурса.

1.8. Члены жюри конкурса не являются постоянными, а сменяются с периодичностью, определенной организационным комитетом конкурса.

1.9. Настоящее Положение, контактные адреса, информация об учредителях и жюри, новости и иная информация для участников конкурса размещаются на официальном сайте конкурса.


2. Основные термины и понятия, используемые в настоящем Положении

Анкета участника – бланк-формуляр, содержащий все необходимые сведения об участнике.

Всероссийский этап конкурса – второй этап конкурса, в рамках которого 50 финалистов регионального этапа распределяются по командам членов жюри, участвуют в творческих мастерских и борются за звание победителя конкурса.

Жюри конкурса – орган, который утверждается Организационным комитетом конкурса ежегодно. Члены жюри конкурса, в число которых входят известные писатели и педагоги, редакторы ведущих литературных изданий, другие специалисты книжного дела, проводят творческие мастерские, а также осуществляют отбор победителей конкурса.

Заявка – совокупность рассказа и Анкеты, поданных на участие в конкурсе в надлежащем порядке.

Коллегия преподавателей – орган, который формируется внутри каждой школы региона-участника самостоятельно и состоит из учителей русского языка и/или литературы.

Команда – группа из 10 финалистов во главе с членом жюри, которая формируется по итогам специальной процедуры отбора.

Координатор конкурса – лицо, назначаемое учредителями, которое осуществляет руководство и координацию всех процессов, связанных с организацией и проведением конкурса.

Координатор экспертных комитетов – лицо, которое утверждается Организационным комитетом конкурса и которое организовывает и контролирует деятельность Экспертных комитетов конкурса. Координатор экспертных комитетов осуществляет дистанционное обучение его членов.

Конкурсный сезон – период со дня объявления старта конкурса до дня награждения победителей конкурса.

Короткий список конкурса – 50 победителей регионального этапа, отобранные членами жюри конкурса.

Куратор конкурса – лицо, которое контролирует исполнение условий Конкурса и его проведение в целом.

Методические материалы – специальные инструкции, обязательные к ознакомлению для Коллегий преподавателей и Экспертных комитетов.

Награждение – финальный этап конкурса, представляющий собой торжественную церемонию вручения призов победителям конкурса.

Организационный комитет (Оргкомитет) конкурса – высший орган управления конкурсом, который утверждается учредителями и который отвечает за соблюдение настоящего Положения и руководит организацией и проведением всех конкурсных мероприятий.

Победители конкурса – 6 участников конкурса, которые выбраны членами жюри из 90 финалистов по итогам всероссийского этапа конкурса.

Попечительский совет конкурса – высший контрольный орган конкурса, который утверждается учредителями и который совместно с Организационным комитетом конкурса принимает решения по наиболее важным программным и финансовым вопросам.

Рассказ – литературно-художественное прозаическое произведение, которое написано на русском языке на одну из заданных тем.

Региональный этап конкурса – первый этап конкурса, принять участие в котором могут все, кто проживает в одном из регионов-участников конкурса и соответствует критериям участника конкурса.

Регион-участник – один из городов текущего конкурсного сезона, в котором проходит региональный этап конкурса.

Творческая мастерская – сессия, в ходе которой члены жюри занимаются с финалистами в своих командах, изучают писательское ремесло и работают над текстами.

Темы – полученные в ходе жеребьёвки и утвержденные Организационным комитетом темы конкурсного сезона, одна из которых должна служить идейной основой рассказа.
С темами третьего сезона можно ознакомиться тут


Участники конкурса – учащиеся 8-11 классов государственных бюджетных общеобразовательных учреждений, частных общеобразовательных учреждений, центров дополнительного образования и творческих объединений.

Региональные победители конкурса – 90 участников, которые отобраны Экспертными комитетами по итогам регионального этапа конкурса.

Экспертный комитет конкурса – орган, который создаётся в каждом регионе-участнике и состоит из профессиональных литераторов, литературных редакторов, литературных критиков, библиотекарей, школьных учителей и преподавателей вузов. Председатель каждого Экспертного комитета назначается Координатором экспертных комитетов. Состав каждого Экспертного комитета определяется его Председателем и утверждается Координатором экспертных комитетов. В обязанности Экспертного комитета входят оценка рассказов участников в соответствии с критериями Приложения No1 и определение финалистов регионального этапа. Контроль за деятельностью Экспертных комитетов осуществляет Координатор экспертных комитетов.


3. Условия выдвижения произведений на участие в конкурсе

3.1. К участию в конкурсе допускаются учащиеся 8-11 классов государственных бюджетных общеобразовательных учреждений, частных общеобразовательных учреждений, центров дополнительного образования, творческих объединений, за исключением детей или иных близких родственников учредителей конкурса, членов Организационного комитета, жюри или Экспертного комитета конкурса.

3.2. Для участия в конкурсе участникам необходимо предоставить оригинальные и ранее нигде не публиковавшиеся художественные прозаические произведения (далее – рассказы), написанные на русском языке на заданные темы. Рассказы не могут быть опубликованы до финала конкурса на других ресурсах.

3.3. Каждый год задаётся определённое количество тем рассказов, равное числу членов жюри в соответствующий конкурсный сезон, также к ним добавляется одна тема, предложенная победителем предыдущего сезона. Темы рассказов определяются путём случайной жеребьёвки из равного числа тем, предложенных каждым членом жюри и лауреатом предыдущего сезона (в итоге жеребьёвки каждый член жюри и победитель оказывается представлен одной темой).

3.4. Темы не могут касаться религиозных и политических вопросов, а также не должны совпадать с традиционными темами выпускных экзаменов или сочинений к памятным датам. Выбранные в результате жеребьёвки темы публикуются на сайте конкурса.

3.5. К участию в конкурсе допускаются рассказы объёмом до 10 тысяч знаков с пробелами, оформленные шрифтом Arial или Times New Roman (12 и 14 кегль соответственно) с соблюдением полуторного междустрочного интервала. Работы, превышающие объём в 10 тысяч знаков, не допускаются до конкурса региональными Экспертными комитетами.


ПОЛОЖЕНИЕ
3.6. Присылая свою работу на Конкурс, автор автоматически дает право организаторам Конкурса на использование представленного материала (размещение в интернете, СМИ).

3.7. Рассказы, участвующие в конкурсе, не рецензируются, предоставленные работы не возвращаются. Переписка с участниками конкурса не ведётся.

3.8. После определения тем рассказов в государственные и частные общеобразовательные учреждения регионов-участников конкурса направляются методические материалы по организации и проведению конкурса.


4. Порядок проведения регионального этапа конкурса

4.1. Ученики, которые имеют право принять участие в конкурсе, пишут рассказ на одну из заданных тем и сдают его своему классному руководителю в бумажном и электронном видах вместе с заполненной анкетой (Приложение No2 к настоящему Положению).

4.2. Классные руководители собирают все полученные рассказы и по окончании срока приёма заявок передают их в Коллегию преподавателей.

4.3. Члены Коллегии преподавателей читают все поступившие работы от учеников школы и осуществляют первичный отбор лучших из них путём тайного голосования. Каждый член Коллегии преподавателей имеет право проголосовать не более чем за три рассказа. Если член Коллегии в то же время является классным руководителем одного из участников конкурса, то он не имеет права голосовать за отобранный им же рассказ. Победившим по итогам голосования рассказам присваиваются, соответственно, 1-е, 2-е и 3-е места.

4.4. Лучшие рассказы, отобранные Коллегией преподавателей каждой школы, направляются в региональный Экспертный комитет или на Муниципальный этап (в зависимости от региона). Коллегия преподавателей имеет право направить в Экспертный комитет до трех работ от своей школы, но только из числа занявших 1–3-е места по итогам голосования. Работы направляются в Экспертный комитет в бумажном и электронном видах вместе с заполненной анкетой участника.
Контакты региональных экспертных комитетов смотрите тут

4.5. Экспертный комитет осуществляет отбор финалистов регионального этапа из числа рассказов, отобранных Коллегией преподавателей на основе критериев, установленных в Приложении No1 к настоящему Положению.

4.6. Координаторы от каждого региона обязаны предоставлять в Организационный комитет (Куратору конкурса) информацию о количестве работ, поступивших на конкурс, каждый месяц начиная с 31.12.2020.

4.7. Каждой работе Экспертный комитет присваивает номер, состоящий из кода региона, буквенного обозначения населенного пункта (района) и порядкового номера. Данные регистрационных таблиц являются конфиденциальной информацией и передаются только в Оргкомитет конкурса.

4.8. Каждый член Экспертного комитета имеет сбалансированную нагрузку по чтению рассказов, которая определяется в пропорции от суммарного объема поступивших работ.

4.9. По результатам прочтения каждый член Экспертного комитета формирует персональную десятку лучших рассказов из числа отведенных ему лично работ, которые выносятся на коллегиальное обсуждение. Данные рассказы читаются всеми членами Экспертного комитета.

4.10. По результатам прочтения и обсуждения указанных рассказов Экспертный комитет формирует список из трех региональных финалистов.

4.11. Экспертный комитет каждого региона-участника перед отправкой работ финалистов на всероссийский этап обязан проверить рассказы на плагиат.

4.12. Экспертный комитет направляет рассказы финалистов регионального этапа конкурса в электронном виде вместе с заполненными анкетами и протоколом заседания экспертов в Организационный комитет.


5. Порядок проведения всероссийского этапа конкурса

5.1. Во всероссийском этапе конкурса участвуют по три финалиста от каждого региона-участника.

5.2. Всероссийский этап конкурса проходит в городе Москве.

5.3. Приезд финалистов конкурса и сопровождающих лиц к месту проведения всероссийского этапа и их размещение финансируются за счёт средств организаторов конкурса в расчёте 1 финалист – 1 родитель или законный представитель.

5.4. Финалисты конкурса и сопровождающие принимают условия по приезду (даты приезда и отъезда, время, транспорт), определенные организаторами конкурса.

5.5. Итогом работы жюри становится 50 лучших рассказов, то есть короткий список конкурса. Так формируется список финалистов конкурса, которые приглашаются на всероссийский этап в Москву. Все работы читаются членами жюри под номерами, скрывающими фамилию и название учебного заведения участников.

5.6. В случаях нарушения условий конкурса, прописанных в Положении, Организационный комитет вправе снять участника (победителя регионального этапа, финалиста всероссийского этапа) на любом этапе проведения Конкурса.

5.7. 50 финалистов, отобранных членами жюри, объявляются в конце мая – начале июня на книжном фестивале «Красная площадь». Финалисты приглашаются на всероссийский финал конкурса в Москву.

5.8. Ознакомившись с рассказами финалистов, члены жюри осуществляют набор финалистов в свои команды.

5.9. Члены жюри конкурса проводят авторские творческие мастерские для всех участников своей команды. В ходе мастерских члены жюри работают над рассказами вместе с финалистами и обучают их литературному мастерству. Продолжительность творческих мастерских определяет Организационный комитет конкурса.

5.10. По итогам проведения творческих мастерских члены жюри на совещании выбирают 6 победителей. Выбор основывается на качестве рассказов финалистов и их работе на творческих мастерских.

5.11. Протокол конкурса об итогах с подписями всех членов жюри и куратора конкурса публикуется на сайте конкурса после церемонии награждения победителей.


6. Поощрение победителей

6.1. 90 финалистов всероссийского этапа конкурса награждаются почётными дипломами конкурса.

6.2. Шесть победителей конкурса из числа 90 финалистов дополнительно получают поощрительный приз и право опубликовать свой рассказ, выдвинутый на конкурс, в одном из ведущих литературных изданий России.

6.3. На основании решения Организационного комитета может быть вручено Гран-при Конкурса и учреждены специальные награды.

6.4. На основании решения Организационного комитета специальные награды получают также школы и преподаватели, подготовившие финалистов и победителей конкурса.

6.5. Церемония объявления и награждения победителей конкурса проходит в сентябре в рамках Московской международной книжной ярмарки.

7. Специальная видеономинация 3-го сезона (2020/2021) Конкурса«Выйди из класса»

7.1. Для участия необходимо записать 2-минутный видеоролик, в котором рассказать веселую историю из своей жизни или жизни своих знакомых. История должна рассмешить тех, кто ее посмотрит/послушает. Ролик может быть снят любыми доступными средствами. Работы более 2 минут рассматриваться не будут.

7.2. Ролик должен быть записан специально для номинации конкурса «Класс!» и выложен в интернете впервые.

7.3. Не забудьте: устная история подчиняется тем же законам, что и письменная: в ней должна быть завязка, кульминация и развязка.

7.4. Участвовать могут ученики 8-11 классов, проживающие на всей территории РФ, вне зависимости от регионов-участников 3-го сезона Конкурса.

7.5. Жюри будет оценивать работы по следующим критериям:

a) связность истории;

b) юмористическая составляющая;

c) оригинальность истории;

d) стиль речи;

e) верно расставленные акценты;

f) артистизм.

7.6. Записанный ролик следует выложить у себя в социальных сетях с хештегами #КонкурсКласс и #Выйдиизкласса, а также отправить видео и Анкету на адрес konkurs_klass@mail.ru с пометкой в теме письма: «Работа для номинации «Выйди из класса»».

7.7. Работы принимаются до 28 февраля 2021 года (включительно).

7.8. Присылая свою работу на Конкурс, автор автоматически дает право организаторам Конкурса на использование представленного материала (размещение в интернете, телепрограммах, участие в творческих проектах, дальнейшее тиражирование и т.п.).

7.9. Имя победителя будет объявлено в конце мая – начале июня вместе с коротким списком основного Конкурса.

7.10. Победитель получит право приехать в Москву на всероссийский финал конкурса и принять участие в мастерских с известными писателями.