«Сам по себе талант еще не гарантирует литературной удачи». Интервью с Дмитрием Быковым



Для тех, кто хочет лучше узнать наших наставников, мы запустили серию интервью, в которых они отвечают на самые актуальные вопросы о конкурсе, делятся отношением к литературному ремеслу и детскому творчеству.


Можно ли написать гениальный рассказ, когда тебе 16? А роман?

Запросто. Ксения Букша и Клер Норт в 16 лет писали отличные романы, Трумен Капоте в 16 лет -- первоклассные рассказы, опубликованные совсем недавно. Да и я лучшие свои сюжеты придумал примерно в этом возрасте, хотя осуществил гораздо позже.

Чего вы ждете от конкурсных текстов, что надеетесь в них найти?

Интересно было бы понять, куда повернет российская история в ближайшие 20-30 лет, чего хотят одаренные дети и как представляют себе правильную литературу.

Можно ли научить писать или без таланта в этом деле никуда?

Без таланта никуда, но это не значит, что можно обойтись без школы. Сам по себе талант еще не гарантирует литературной удачи. Задача литературного института, мне кажется, -- научить правильно с собой обращаться, но пока он с этим не очень хорошо справляется.

Нужен ли юному автору наставник?

Обязательно.

Что важнее для начинающего писателя: похвала или критика?

Сочувственная хвалебная критика.

Расскажите, как вам темы конкурсных рассказов? Как вам кажется, какая будет наиболее популярной?

Лично мне больше всего нравится "Мне кофе без молока, пожалуйста". Наибольший простор для интерпретаций. Но в принципе все неплохие. Очень жаль, что по упомянутым причинам сняли мою тему "Хочу на войну" -- она показалась сложной для объяснения, хотя я имел в виду всего лишь популярную нынче тему с попаданцами, -- но "Мой сосед инопланетянин" тоже ничего.

Чего не хватает современным школьникам на уроках русского языка и литературы? Что бы вы изменили в школьной программе?

Не хватает свободного диалога с учителем, но это зависит только от самого педагога. А программа меня устраивает, лишь бы позволяли учителю самостоятельно рекомендовать внеклассное чтение.

Может ли в школе прижиться предмет, вроде Creative writing? Как еще раскрыть творческий потенциал ребенка?

В качестве кружка или семинара -- почему нет? Раскрывать творческий потенциал ребенка, к счастью, нет никакой необходимости -- он сам раскрывается, только не надо мешать или искусственно тянуть за уши.

Как поступить родителям, если их ребенок говорит, что хочет быть писателем, а не, например, астрофизиком? Может ли писательство быть полноценной профессией?

Я за то, чтобы писатель работал журналистом или преподавателем. Вообще вторая профессия полезна -- прежде всего в смысле независимости. Астрофизика, как показывает случай Бориса Стругацкого, тоже не помешает.

Какую книгу вы посоветовали бы прочесть всем без исключения участникам конкурса? А их родителям?

Участникам -- "Денискины рассказы", родителям -- рассказы Дениса Драгунского.