Вера, расскажи немного о себе. Живу в Саратове, учусь в самом гуманитарном математическом лицее города, люблю английский язык и программирование, увлекательно бездельничаю и пытаюсь окультуриваться лежа на полу.
Какая книга произвела на тебя сильное впечатление, и ты могла бы рекомендовать ее друзьям? К сожалению, читаю не очень много и не очень часто. Из прочитанного могла бы посоветовать «Праздник, который всегда с тобой» Хемингуэя. Это будет интересно тем, кто видит себя писателем и тем, кто увлекается Парижем 20-х годов. Всем бы советовала читать русскую классику, повнимательнее и побольше.
Кем хочешь стать в будущем? Пока что думаю, что мне неплохо бы было стать лингвистом, ученым. Но, как будет на самом деле, мне самой интересно узнать.
На какую тему конкурса ты писала рассказ? Почему выбор пал именно на нее? Сначала сложился рассказ из одного воспоминания. Потом он написался, причем в довольно неожиданной форме. Мне показалось, что вполне подходит под тему «Ключ потерялся».
Работа для конкурса – твой первый полноценный рассказ или есть что-то еще написанное? Написанное есть. Хорошо ли? Когда перечитываю свои опусы, нахожу недочеты, часто остаюсь недовольной. Но такое отношение - почва для творчества.
Какие темы тебя сегодня волнуют? Меня волнуют разные темы. Но больше всего я, наверное, неравнодушна к теме человека и души, человека и общества. Как впечатлительный подросток, могу увлечься какой-нибудь конкретной идеей. Меня вдохновляют искусство и наука, люди, любящие свою профессию.
Какие жанры тебе нравятся? Люблю литературу не за жанры, а за мысли, идеи, философию, переживания. Любой жанр хорош, если автор в нем смог полностью воплотить свой замысел, высказаться. И разве можно великое произведение вписать в рамки одного жанра?
Участники конкурса практически не пишут юмористические и сатирические рассказы. Как считаешь, почему подросткам не хочется рассмешить читателя? Или, может, писать смешно, как Михаил Зощенко, например, очень сложная задача? У подростков часто черно-белое мироощущение. Подростковый возраст — это тот болезненный период жизни, когда впервые приходит осознание себя как личности, а вместе с этим и первые серьезные разочарования, проблемы. Творчество – вид душевной терапии. Поэтому многие подростки, если пишут, выбирают что-то колко-кричащее и выражаются прямолинейнее, чем взрослые авторы. Еще, чтобы написать хороший юмористический или сатирический рассказ, нужно «вылезти» из себя, хорошенько присмотреться к обществу, к новым формам его жизни. Подросткам нравится печоринский самоанализ и самолюбие, кстати, тоже. Наверное, поэтому им и труднее написать юмористическое и сатирическое. Нужны зрелость, опыт. Вы когда-нибудь видели с какой харизмой и азартом взрослые рассказывают забавные истории из жизни? Как жестикулируют, я бы сказала, впопад? Ведь загляденье. А это то, что нужно. Ловкость бывалого рассказчика.
Почему участвуешь в конкурсе «Класс!»? Что больше привлекает: победа? Возможность пообщаться с известными писателями – членами жюри? Общение с единомышленниками – финалистами конкурса? Когда еще не начинаешь писать рассказ, думаешь, что главное – возможность пообщаться с писателями, услышать их мнение о своем творчестве. Это все-таки новый шаг. Но когда начинаешь писать, рассказ поглощает тебя всего, даже получается на некоторое время забыть о внешнем мире. Я когда пишу, очень волнуюсь. Это самое приятное волнение. Ради него, пожалуй, и стоит писать. И тогда все, кроме мысли, которую хочешь вложит в произведение, отодвигается на второй план. Со мной такое редко происходит, но, когда происходит, ощущаю, что пишу не зря, делаю что-то нужное.
Есть ли у тебя наставник, мнению которого ты доверяешь? Как относишься к критике? Мой наставник – учительница русского языка и литературы в нашей школе Людмила Анатольевна Пирогова. Это самый душевный и добрый человек, которого я встречала в жизни. Без нее я бы и не узнала, что писать можно и не только школьные сочинения. Не думаю, что меня когда-то по-настоящему критиковали. Но критика человека, разбирающегося в деле, очень нужна, она позволяет посмотреть на свое творчество с другой стороны. Поэтому я с большей радостью приму критику, нежели похвалу. Если мне не указывают на ошибки или полностью согласны с моими мыслями, я чувствую, что человека совсем не заинтересовал мой рассказ.
Дай совет ребятам, которые только будут участвовать. Может есть какой-то секрет финалиста? Совет дам такой: слушайте себя. Идите на поводу неожиданных желаний и любознательности. Если вам придет в голову в три часа ночи посмотреть двухчасовую лекцию о теории струн, смотрите. Лучшие идеи для творчества прячутся в неожиданных местах.
Если бы у тебя была возможность предложить тему для рассказа, какая бы она была? Может быть, «Пальчиками по барабанчику». Случайно придумалось, но нравится, как звучит. Мне кажется, здесь есть, о чем поразмышлять. Ассоциации и с монотонным дождем, и со звуком при нажатии на компьютерные клавиши, и с определенным человеческим характером или целой жизненной ситуацией. А какой, пусть каждый сам для себя решит.