В прошлом году мы начинали интервью с вопроса «Можно ли написать хороший рассказ в 16 лет?». Первый сезон позади. Вы читали рассказы финалистов, поделитесь впечатлением от текстов.
Мне очень понравились все финальные тексты – и язык, темы, глубина, готовность говорить о самом страшном и неприятном – это было здорово. А вот неожиданностей, хулиганства было маловаты, очевидно, что и дети, и, возможно, отбиравшие их учителя осторожничали. Но подлинное искусство предполагает бесстрашие и риск.
Давайте представим, что и вам снова 16, вы участник конкурса «Класс!». На какую из предложенных тем вы бы написали рассказ? Чем она вас заинтриговала?
Я бы написала на все. Люблю разное. Но начала бы, наверное, с «День, когда все изменилось». Перелом в жизни, в отношениях – с лучшей подругой, учителем, собой – это вечный мой магнит. В пограничье – столько сюжетов, драм и просто интересных историй! Нет, правда, пока писала уже придумала один сюжет... пойду писать.
Расскажите чуть подробнее о своей теме «Ключ потерялся». Чего ожидаете от молодых авторов, которые за нее возьмутся?
Моя тема «Ключ потерялся» - глагол в конце, это произнесено растеряно, робко... Это один из главных детских страхов. Не так давно дочка моя потеряла ключ, вот волнений, тревог было. Еле ее успокоили. На самом деле тема эта - довольно свободная. Плыви, куда хочешь. И в детективную историю, и в триллер, и в психологический рассказ, и в историю о помощи друг другу, и в переносное значение слова "ключ", который можно искать к замку, а можно к сердцу.
В этом году конкурс «Класс!» охватывает 20 регионов, всего будет 60 финалистов. Очевидно, ужесточится и конкуренция. Как вам кажется, это должно подогреть азарт подростков? Или, напротив, все лить сомнение?
С сомнениями все понятно: я не Пушкин, все остальные могут, а я нет. Но это не так. И Пушкин не сразу стал знаменитым, а только когда вырос. До этого был троечником, стихи сочинял, да. но кто в Лицее их не сочинял? Лев Толстой вообще бросил университет, зато потом, в самоизоляции, в Ясной поляне, выучил несколько языков, прочитал горы книг. Словом, волков бояться - в лес не ходить. А в лесу ведь столько всего интересного – ландыши, земляника, подберезовики всякие, лютики тоже...
Попробовать написать историю – так, чтобы она получилась захватывающей, трогательной – это сложная, но интересная задача. Пора попробовать!
А если говорить в целом – полезно ли писателю работать в условиях постоянной конкуренции?
Писатель не работает в условиях конкуренции. Он живет в своем царстве, в этом царстве ему нет конкурентов. Царь-то - он. Он придумал этих людей (героев), этот мир. Царить, управлять своим народом мудро – не выдавать никого насильно замуж, не убивать раньше времени, придумать для каждого подходящую ему траекторию пути - вот это действительно трудно. И увлекательно. Этим и надо заниматься, а не глядеть по сторонам - у кого дом выше, кто живет в коттедже, кто на какой машине. Тьфу! Не царское это дело.
В этом году на творческих мастерских ребят ждет еще одно испытание – эссе, которое они должны написать за 30 минут. Что бы вы им посоветовали? Как не растеряться перед чистым листом?
Не знаю, получится ли все сделать, как мы задумали. Но если да, то наверное, самое главное – отключить внутреннего критика. И писать свободно. Минут пять подумав, набросав план на черновике – и вперед! Важно написать хоть что-то, чем ничего...
Если бы вы могли дать один совет всем участникам, то вы бы сказали…
Ничего не бойтесь. Чем случайней, тем вернее. Чем смелее, тем ярче будет ваш текст. И читайте, побольше читайте книги, современные и классические. А еще тренируйтесь, пишите. Пишите каждый день. Наращивайте писательские мышцы. Человек – словесен, слово – инструмент познания, общения, освобождения.