Влада, расскажи немного о себе.
Меня зовут Лада. Живу я в Дзержинске, небольшом городе близ Нижнего Новгорода (к слову, малой и горячо любимой Родины Максима Горького), учусь в гимназии 38. Среди своих увлечений традиционно выделяю искусствоведение и лингвистику, однако, в ходе литературного творчества понемногу увлекаюсь всем на свете: от основ орнитологии до летописей начала 13 века.
Какая книга произвела на тебя сильное впечатление, и ты могла бы рекомендовать ее друзьям?
Я хорошо помню книгу, с которой начался мой диалог с литературой. Карманное издание, сборник Михаила Афанасьевича Булгакова «Морфий. Записки юного врача». Дневниковая форма, как ластик между веками, поставила меня в тот момент лицом к лицу с автором, в меру ироничным, анатомически точно знающим душу человеческую и, тем не менее, бережно хранящим веру в ее возвеличивание. Впрочем, начинать знакомство с Булгаковым можно с любого его произведения. Авторская манера не тускнеет сквозь творческие периоды, и, каждый раз погружаясь в мистический, почти алхимический мир послереволюционной России, мировосприятие необратимо преломляется. Кажется, это растет интеллигентность души.
Кем ты хочешь стать в будущем? Куда собираешься поступать?
Стать в жизни кем-то важно, однако найти дело жизни – вопрос на порядок глубже и сложнее. Создание собственных произведений приучило меня фиксировать и предавать визуальному развитию образы, явленные при работе с текстом. Кажется, что ближе всего к этому процессу стоит театральная режиссура. Однако, я рассматриваю все возможные лестницы для «погружения» в искусство.
На какую тему конкурса ты писала рассказ? Почему выбор пал именно на нее, чем она заинтриговала?
Тема моего рассказа – «Ключ потерялся». Обыкновенное дело, с кем не бывало? Развитие человека – это и есть блуждание из одной комнаты в другую с огромной связкой ключей в руках. Потеря одного из них – всего лишь действие земной гравитации. Но можно ли из-за невнимательности потерять всю связку сразу, закрыть перед собой двери к саморазвитию, провести остаток жизни в замкнутом пространстве? Поиск ответа на вопросы и, разумеется, семантическая сокровищница слова «ключ» определили мой выбор.
Работа для конкурса – твой первый полноценный рассказ или есть что-то еще написанное?
«Ключ потерялся» - это не первая работа, определенная мною как рассказ, однако, самая к этому понятию близкая. Намного стабильнее проблематика, эту форму наполняющая. Существует несколько тропинок, ведущих душу к гармонии: искусство, наука и религия. Мне, как литературному топографу, важно показать, что именно движет человеком в его блуждании по «сумрачному лесу», попутно прорисовывая мир деталей. Скорее всего, такой подход именуется реализмом, но латинское «expressio», по-моему, - более подходящее название.
Участники конкурса практически не пишут юмористические и сатирические рассказы. Как считаешь, почему подросткам не хочется рассмешить читателя?
Современная подростковая культура выстроена на ультраскоростном информационном обмене, в котором юмор является мощным связующим звеном между источником и приемником данных. Если меняется предмет сатиры, то и шутка, как правило, предается забвению. Литература же имеет больший «срок годности». В произведениях классиков 19-20 века мы смеемся над вечными изъянами человеческой натуры, реалиями ушедшей эпохи более, чем над вопросами быта. Этот переход и может показаться проблематичным для подросткового творчества, вызывая настороженное отношение к сатире. Но, думаю, скоро освоимся и в этом направлении. Мы не волшебники, мы только учимся.
Почему участвуешь в конкурсе «Класс!»? Что больше привлекает: победа? Возможность пообщаться с известными писателями – членами жюри? Общение с единомышленниками – финалистами конкурса?
Оценка творчества – это субъективная оценка. За ней рискованно гнаться, именно поэтому наиболее действенным толчком к самосовершенствованию для меня оказывается погружение в актуальную литературную среду. В этом ключе конкурс «Класс!» похож на новогоднюю елку, под которой в качестве подарка спрятано воплощение самых смелых фантазий литератора. Это и возможность вступить в диалог с авторами, «сорвать упаковочную бумагу» с современной литературы, и волшебная атмосфера творческого обмена и общения с ребятами-единомышленниками.
Есть ли у тебя наставник, мнению которого ты доверяешь? Как относишься к критике?
Развитие в области творчества невозможно без обратной связи от реципиента. Критика, основанная на фактах, – это возможность взглянуть на работу извне, искусственным путем вписать ее в литературный контекст своего времени. Мудрые критики, к счастью, встречаются мне довольно часто. Я благодарна мастерам «Сириуса», педагогам «Смены», учителям школы за то, что помогали практическими советами. Есть, однако, и два особых наставника на моей творческой тропинке. Как бы не искривлялся вектор движения, они всегда находят мудрые слова для поддержки, наполняют сердце любовью к прекрасному. Они – филологи, учителя русского языка и литературы, с серьезным взглядом на вещи глубокие и многогранные. Наставники для меня - это моя бабушка Татьяна Ивановна Платова и Ольга Анатольевна Глушкова. Спасибо вам! Мяу!