«Нельзя бояться «не попасть в тему» – это блокирует полёт фантазии». Интервью с Дарьей Шамигуловой

Зачем участница конкурса «Класс!» выходила на площадь, почему мэр города задавал ей вопросы и как правильно разрывать шаблоны в литературе нам рассказала финалистка из Волгоградской области Дарья Шамигулова.
Дарья, расскажи немного о себе.
Меня зовут Дарья, я живу в городе Волжском Волгоградской области. Заканчиваю 11 класс в МОУ СШ № 24. Увлекаюсь точными науками, а также всем, что так или иначе связано с творчеством: рисованием, танцами, пением, писательством, декоративно-прикладными направлениями и т.д. Однако своей основной деятельностью считаю рисование.

Какая книга произвела на тебя сильное впечатление, и ты могла бы рекомендовать ее друзьям?
Благодаря своему папе я познакомилась с научной фантастикой, поэтому сильно увлечена творчеством Аркадия и Бориса Стругацких. В своё время высоко оценила «Солярис» Станислава Лема. Но также очень люблю рассказы Рэя Брэдбери и Александра Грина, восхищена повестью Джерома Сэлинджера «Над пропастью во ржи».

Кем хочешь стать в будущем? Куда собираешься поступать?
Мои творческое и техническое начала спорят, поэтому я планирую поступить в МЭИ в г. Москва, чтобы получить образование в области гидроэнергетики, а затем отучиться в художественном ВУЗе с целью дополнительного заработка и самосовершенствования в любимом деле.

На какую тему конкурса ты писала рассказ? Почему выбор пал именно на нее, чем она заинтриговала?
Я работала с темой «День, когда всё изменилось». Данная тема привлекла меня своей неограниченностью, ведь именно в ней была полная свобода действий; можно было создать практически любой сюжет, интересный мне как автору, и развить его в любую сторону. Строгие рамки, на мой взгляд, лишают возможности творить.

Какие темы тебя сегодня волнуют, какие жанры нравятся?
Я люблю писать небольшие рассказы и раскрывать повседневные темы. В основном я концентрируюсь на взаимоотношениях двух или нескольких людей, эмоциях каждого в отдельности. Не могу сказать, что работаю в одном конкретном жанре – скорее я сочетаю элементы комедии, трагедии и психологической драмы, изредка появляются социальные и фантастические мотивы. Очень люблю использовать шаблоны, закрепившиеся в современной литературе и кинематографе, и разрывать их, выстраивая на этом весь сюжет работы.

Участники конкурса практически не пишут юмористические и сатирические рассказы. Как считаешь, почему подросткам не хочется рассмешить читателя?
Я думаю, что для построения грамотного юмора нужно приложить очень много усилий и быть опытным в этой области. Возможно, подростки пишут юмористические работы, но боятся отправлять их на конкурсы, переживая за свою неграмотность в этом направлении. Кроме того, в последние годы юмор изменился, как говорят, «опустился ниже пояса», а новых хороших примеров наподобие Зощенко не появляется, особенно в массовой подростковой культуре. Можно сказать, что молодым писателям не у кого учиться хорошему и современному юмору.

Почему участвуешь в конкурсе «Класс!»?
Для меня писательство – это одно из множества увлечений. Мне бы хотелось знать, насколько я хороша в этом. Получить грамотную оценку ровесников часто бывает трудно, поэтому конкурс – это отличная возможность быть аргументированно раскритикованным.

Есть ли у тебя наставник, мнению которого ты доверяешь? Как относишься к критике?
Я полностью доверяю мнению своей учительницы русского языка и литературы Елены Викторовны Егоровой, которая, начиная с пятого класса, помогала мне совершенствовать свои навыки в формулировании мыслей. Кроме того, на протяжении многих лет мои родители помогают мне во всех начинаниях. Всегда, что бы я ни делала, они скажут мне, хорошо получается или плохо, и как исправить недочёты.

Дай совет ребятам, которые только будут участвовать в конкурсе «Класс!». Может, есть какой-то секрет финалиста?
Мой совет – не бояться. На мой взгляд, исходить нужно не столько из темы, сколько из своих ощущений, мыслей, возможно, своего опыта. Нельзя бояться «не попасть в тему» – это блокирует полёт фантазии. Лучше оставлять на бумаге все свои идеи и дорабатывать их, лишь немного придерживаясь выбранной темы. Самый хороший вариант – сначала написать произведение, а затем подобрать тему, близкую к получившейся работе.

Если бы у тебя была возможность предложить тему для рассказа, какая бы она была?
«Разрыв клише». Многие темы и идеи давно приелись искушённому зрителю и читателю: он способен уже в самом начале сказать, чем всё закончится. Было бы неплохо, если бы участники подумали над креативностью своей работы, взяли бы старую, всем знакомую завязку и перевернули её с ног на голову.

Интересные факты обо мне:
a. Я 9 лет училась в художественной школе…
b. …и поэтому моя комната напоминает художественную мастерскую.
c. Однажды мою иллюстрацию напечатали в детской книге.
d. У меня есть собственный танцевальный коллектив.
e. Прошлым летом я почти месяц бесплатно рисовала людей на главной площади города. В первый же день ко мне подошёл наш мэр и задал мне несколько вопросов, связанных с этим мероприятием.
f. У нас в городе находится самая большая ГЭС Европы, и я мечтаю работать на ней.
g. Я очень общительная, и буду рада познакомиться со всеми финалистами осенью.
А ещё я безумно благодарна за возможность поучаствовать в этом конкурсе, поработать и пообщаться с писателями!