Можно ли написать гениальный рассказ, когда тебе 16? А роман?
Конечно можно, я разрешаю!
Чего вы ждете от конкурсных текстов, что надеетесь в них найти?
Жду, что они будут написаны и присланы, надеюсь, что в них будет мало слов, которые можно вычеркнуть.
Можно ли научить писать или без таланта в этом деле никуда?
Думаю, что фраза «без таланта никуда» годится для любого дела в качестве отговорки или оправдания.
Нужен ли юному автору наставник?
Предлагаю спросить у юного автора. По моему опыту, поддерживающее внимание старшего, полученное по запросу, может помочь людям любого возраста и почти в любых вопросах.
Что важнее для начинающего писателя: похвала или критика?
По моему опыту, критика и похвала без запроса чаще смущают, чем помогают.
Расскажите, как вам темы конкурсных рассказов? Как вам кажется, какая будет наиболее популярной?
Мне лично понравилась тема «Хочу на войну», которую решили не использовать. Не спорю с этим, опасения понятны. Думаю, что для многих это был вариант рассказать как они мечтали стать, скажем, мушкетерами. Про популярность отвечу, что «люди - существа живые и чудесные прежде всего», не знаю что они выберут, пусть будет как будет, пожалуйста.
Чего не хватает современным школьникам на уроках русского языка и литературы? Что бы вы изменили в школьной программе?
И об этом предлагаю спросить у современных школьников, поскольку никто лучше них не знает, чего именно им не хватает на уроках. Сам чаще сталкивался с тем, что не хватает практики русского языка (практической стилистики и говорения) при избытке неприменимых нигде, кроме экзаменов, знаний о языке. Представьте, что, допустим, водителей станут учить водить, заставляя зубрить схемы устройства двигателя и почти не пуская за руль, а водить они будут учиться в свободное время как умеют и где могут. Вот как-то так мы и учим детей русскому языку в школе. И да, не во всякой не всегда и не всех.
С литературой – другое, потому что в школе мы по сути учим не литературе, а истории литературы: кто, что и когда написал, как жил, семья, дети учеба, где памятник установлен и пр. С одной стороны, хорошо то, что на уроках литературы чаще создаются условия для самовыражения детей, с другой - дико трудно бывает объяснить тем же детям зачем конкретно эти уроки нужны, какой в них практический смысл.
Может ли в школе прижиться предмет, вроде Creative writing? Как еще раскрыть творческий потенциал ребенка?
Уверен, что может. По моим наблюдениям, у многих школьников есть потребность в письменном самовыражении, а такие занятия создают возможность ее утолить. Опять же, важно как именно будут проходить такие занятия, кто будет их вести. И да, конечно, мы можем предлагать ему и то и это, давая возможность попробовать, и так помогать ему отвечать себе на вопрос «В чем мой потенциал и как мне его раскрыть».
Как поступить родителям, если их ребенок говорит, что хочет быть писателем, а не, например, астрофизиком? Может ли писательство быть полноценной профессией?
Если ребенок так говорит и у родителей есть возможность к нему прислушаться, предлагаю прислушаться и попробовать такую возможность создать. Да, писатель – это профессия, в русскоязычной среде менее оплачиваемая, чем в англоязычной, конечно, так, правда, про многие профессии можно сказать, в том числе и про астрофизика.
Какую книгу вы посоветовали бы прочесть всем без исключения участникам конкурса? А их родителям?
Не готов советовать без запроса со стороны участников конкурса и их родителей. Да и в случае, если бы он возник, сначала попытался бы понять какие тексты человек любит, что ему близко стилистически. Сам превыше прочих ценю "Москву" Андрея Белого и прозу Мандельштама всю абсолютно. И нет, не готов советовать эти книги и авторов всем и каждому, мы все разные и это здорово, пусть у каждого будет, пожалуйста, своя любимая книга.