«Ожидаю, что участники конкурса смогут написать важное для них самих». Интервью с Олегом Швецом

В прошлом году мы просили членов жюри поделиться своими ожиданиями от конкурса, а сейчас – попросили рассказать о впечатлениях. Наши наставники – о работах финалистов, темах второго сезона и планах на всероссийский этап.


В прошлом году мы начинали интервью с вопроса «Можно ли написать хороший рассказ в 16 лет?». Первый сезон позади. Вы читали рассказы финалистов, выбирали победителей. Поделитесь впечатлением от текстов.

Впечатления – положительные, работы – искренние. От конкретики воздержусь, думаю, авторы могут осерчать, что какую-то работу я упомянул, а какую-то нет. Меня и в рамках конкурса мучает, что приходится выбирать, будь моя воля – наградил бы всех.

Давайте представим, что и вам снова 16, вы участник конкурса «Класс!». На какую из предложенныхтем вы бы написали рассказ? Чем она вас заинтриговала?

Шестнадцать мне было в девяносто третьем. Я был старшим из пяти детей и ненавидел конкурсы. Представить, что мне шестнадцать сейчас, в этом времени – дико трудно. Думаю, тема «Вот мне и тридцать» – могла бы связать меня нынешнего со мной тогдашним.

Расскажите чуть подробнее о своей теме «День, когда все изменилось». Чего ожидаете от молодыхавторов, которые за нее возьмутся?

Тему предложили дети. Кто-то увидел в ней возможность высказаться о взрослении, кто-то – о тотальной войне, мировой эпидемии и прочем апокалипсисе, думаю – возможны и другие прочтения. Ожидаю, что участники конкурса смогут написать важное для них самих. Вообще не знаю, почему для детских конкурсов темы выбирают взрослые. Предложу в следующем году спросить у детей какие темы им интересны, пусть, пожалуйста, пишут, о чем сами хотят.

В этом году конкурс «Класс!» охватывает 20 регионов, всего будет 60 финалистов. Очевидно, ужесточится и конкуренция. Как вам кажется, это должно подогреть азарт подростков? Или, напротив, вселить сомнение?

Как писал Блок «люди – существа живые и чудесные прежде всего», поэтому отношений ожидаю разных. Например, одна моя студентка сказала, что, живя в Москве, выиграть невозможно, количество работ будет огромным, по сравнению с другими регионами. Не знаю, что она в итоге решит – участвовать или нет, уверен, что конкуренция ее совсем не вдохновила. И да, конечно, существуют авторы, которых элемент соревнования вдохновит, разозлит в хорошем смысле.

А если говорить в целом – полезно ли писателю работать в условиях постоянной конкуренции?

Сошлюсь на цитату Блока выше и отвечу «смотря какому». В целом, конкуренцию в искусстве считаю вредной, поскольку побеждает обычно не тот, кто создает лучшую работу, а тот, кто умеет и готов конкурировать, идти на большие затраты ради победы, или, например, может произвести впечатление на жюри и публику личной историей. Скажем, если мы знаем, что текст на конкурс подал юный инвалид-колясочник из многодетной семьи или человек, которому жить осталось совсем недолго, то как мы можем не поддержать его, не дать тот или иной приз? В этом году задумано так, что члены жюри не будут знать имена и истории тех, чьи тексты читают. Разумеется, люди с удивительными и страшными личными историями абсолютно заслуживают поддержки и внимания, предлагаю им его давать прямо так, без конкурсов, а тексты рассматривать, все же, отдельно. И еще раз здесь повторю, будь моя воля – наградил бы всех.

В этом году на творческих мастерских ребят ждет еще одно испытание – эссе, которое они должны написать за 30 минут. Что бы вы им посоветовали? Как не растеряться перед чистым листом?

В таких случаях предлагаю использовать все, что законно, безопасно и помогает: включить нужную музыку, походить по комнате, пересесть туда, где комфортнее, например, не за стол, а на пол или подоконник, может быть – с кем-то поговорить. Иногда помогает т.н. «автоматическое письмо», когда человек первые несколько минут пишет все, что приходит в голову, так мысли понемногу упорядочиваются, начинает получаться осмысленный, значимый текст.

К теме конкуренции еще добавлю. Идея эссе появилась в прошлом году, когда мы поняли, что из-за желания победить, участники могут присылать на конкурс тексты, которые писали не сами. В итоге решили, что будет честно попросить их написать какой-то текст прямо на месте, для сравнения.

Учитывая, что количество финалистов возросло, как сделать так, чтобы никто из ребят не остался без внимания? Что, как вам кажется, важнее всего обсудить за отведенное на мастерские время?

Думаю, важнее всего будет обсудить то, что захотят обсудить сами участники. Думаю, мы сможем создать такую возможность.

Если бы вы могли дать один совет всем участникам, то вы бы сказали…

Джек Бикхем писал «Писатели пишут, остальные ищут отмазки». Так что, если хотите быть писателем – пожалуйста, пишите. И нет, вы никому не обязаны этого хотеть.