В прошлом году мы начинали интервью с вопроса «Можно ли написать хороший рассказ в 16 лет?». Первый сезон позади. Вы читали рассказы финалистов, выбирали победителей. Поделитесь впечатлением от текстов.
У многих авторов обнаружилось очень живое, продуктивное воображение. Поскольку писательских навыков недоставало, воображение кипело и переливалось за границы сюжета. Но в этом вареве вдруг формировались интересные сгустки, к теме не относящиеся, но содержавшие в себе совсем другую, не заданную прозу. Это нормально для начала, это даже хорошо. Писатель в принципе человек «не заданный».
Давайте представим, что и вам снова 16, вы участник конкурса «Класс!». На какую из предложенных тем вы бы написали рассказ? Чем она вас заинтриговала?
Я бы, пожалуй, выбрала тему «День, когда все изменилось» (предложил член жюри, писатель Олег Швец). Когда я была подростком, у меня таких дней случилось два. Первый – спортивная травма. Второй – когда вроде бы не стряслось ничего экстраординарного, но я отчетливо осознала, что поступать буду не на матмех, а на журфак. Оба дня, если понимать задним числом, привели меня к писательской судьбе. Толчок судьбы – вот что интересно.
Расскажите чуть подробнее о своей теме. Чего ожидаете от молодых авторов, которые за нее возьмутся?
Моя тема «Мамин муж, папина жена» – она про взросление. Развод родителей сам по себе тяжел, потому что папа с мамой заняты собой, не детьми. А когда появляются непрошенные «дубли» – тут самое время для подросткового бунта. Бунт бывает от одиночества, например. В пределе я бы хотела, чтобы конкурсанты по-писательски поняли взрослых. То, что не всегда (или почти никогда) не получается в жизни, может вдруг получиться благодаря волшебству слов на бумаге.
В этом году конкурс «Класс!» охватывает 20 регионов, всего будет 58 финалистов. Очевидно, ужесточится и конкуренция. Как вам кажется, это должно подогреть азарт подростков? Или, напротив, вселить сомнение?
Литература не спорт, здесь финишная ленточка у каждого своя. Подростки этого пока не понимают. Думаю, преобладать будет естественная неуверенность, сомнение в своих текстах. Конечно, встречаются и шестнадцатилетние честолюбцы, такого комсомольско-секретарского типа. Я ставлю на неуверенных, погруженных в свои миры.
А если говорить в целом – полезно ли писателю работать в условиях постоянной конкуренции?
Конкуренция в нашем деле – необходимое зло. Когда писатель погружен в текст, он одинокий демиург, и никто ему не конкурент и не указ. Но потом приходится с этим текстом в обнимку выходить к людям. Люди должны о тебе и о тексте как-то узнать. Читатели хотят получить лучшего. Чемпионов называют премии и конкурсы. Значит, надо участвовать. Это не составляющая творчества, но составляющая профессии. Лучше всего относиться к этому с юмором. Ну, и тусоваться с удовольствием.
В этом году на творческих мастерских ребят ждет еще одно испытание – эссе, которое они должны написать за 30 минут. Что бы вы им посоветовали? Как не растеряться перед чистым листом?
Первое – домашние заготовки. Просто придумайте несколько классных заглавий. Хотя бы одно обязательно окажется в тему. Написали заглавие – и вот уже перед вами не чистый лист, а начало. Второе: не бойтесь плохой первой фразы. Не мучайте ее, идите дальше. Третье: прихватите с собой шоколад и не стесняйтесь его жевать – отличное топливо для мозгов.
Учитывая, что количество финалистов возросло, как сделать так, чтобы никто из ребят не остался без внимания? Что, как вам кажется, важнее всего обсудить за отведенное на мастерские время?
В рассказах финалистов обязательно обнаружатся две-три общие для всех проблемы. Проблема начала, проблема финала, проблема мотиваций персонажа. Это навскидку. Эти «узкие места» надо обозначить и предложить задавать вопросы. В прошлом году разговор получился по делу. Ну, и не по делу надо успеть поговорить.
Если бы вы могли дать один совет всем участникам, то вы бы сказали…
Читайте хорошие книги. Чтобы писать, надо читать. Не сидите в Инстаграм и в Ютуб. Читайте, читайте, читайте…