«Нужно быть честным и свободным, прежде всего в своей голове». Интервью с Викторией Соловьёвой

О необъятном романе Мариам Петросян, своей будущей профессии и попытке уместить в текст целую вселенную нам рассказала финалистка из Москвы Виктория Соловьёва.
Виктория, расскажи немного о себе.
Я из Москвы. Учусь в 11 классе. А люблю я рисовать то, что чувствую, читать книги, писать, как хочется и что хочется. Сколько себя помню, я всегда что-то придумывала, начиная от игр и «изобретений» звездолёта, заканчивая целыми вселенными, которые жили в моей голове.

Какая книга произвела на тебя сильное впечатление, и ты могла бы рекомендовать ее друзьям?
Я читала эту книгу раз 6, и недавно начала 7-ой. Понимаете, это как увидеть небо, на котором нет места черноте – всё усеяно звёздами, от него же невозможно оторваться, невозможно забыть, понять до конца. Такая громада в человеке не уместится. Роман «Дом, в котором...» Мариам Петросян тоже не вмещается в привычные рамки. Я не могу рассказывать об этой книге, ее нужно читать. И не один раз. Я в каждое прочтение нахожу что-то новое, сознание каждый раз переворачивается.

Еще для меня невероятное значение имеют книги Эдуарда Веркина! Они научили меня многому. Думать и чувствовать, прежде всего. Ценить слова, их вкус и звучание.

Из поэтов я бесконечно привязана к Бродскому. Каждый его стих отзывается во мне с такой силой, и каждая строчка заставляет глубоко рефлексировать, погружаться в себя.

Кем хочешь стать в будущем? Куда планируешь поступать?
Я точно знаю, что моя жизнь будет связана с творчеством и искусством. По-другому я просто не могу представить своего существования. Я понимаю, что не могу погрузиться в идеальный пузырь, в котором я пишу картины и тексты и не связана обязательствами. Выбирая будущую профессию, я останавливаюсь на иллюстрации или анимации. Очень хочу поступить в Институт бизнеса и дизайна. Побывав там, почувствовав его атмосферу, я захотела остаться в его стенах и просто творить.

Я не хочу ограничиваться одной специальностью. Мне многое интересно узнать, попробовать, создать. В голове столько идей и желаний, что я теряюсь в них. Знаю, что не смогу запереть себя в обычную жизнь, в будни. Мне с лишком важна свобода. Пусть никто не будет видеть, слушать, понимать, но я буду наружу выворачивать свою душу, выливать на бумагу – в виде букв или красок – всё, что рвется из-под пальцев.

На какую тему конкурса ты писала рассказ? Почему выбор пал именно на, чем она заинтриговала?
Я выбрала «Прыжки в высоту». Изначально меня привлекли две темы: «Ключ потерялся» и «Прыжки в высоту». Мысли долго крутились вокруг «ключа», но мне не нравилось, что получалось. И я оставила всё на пару дней... А потом как-то само пришло... Можно сказать, прыгнуло из космоса. Я гуляла вечером, на небо смотрела, а потом слова и ключевой образ сами пришли. Тема меня нашла в нужное время и в нужном месте.

Работа для конкурса – твой первый полноценный рассказ или есть что-то еще написанное?
Я писала и до конкурса. Сначала сочинения в школе, потом конкурсы и олимпиады. Но это же не вполне можно назвать творчеством. А что-то своё, без указки и рамок… Не помню точно, может в классе 8. Меня просто накрыло, я поняла, что не могу не вылить все свои мысли на бумагу. Я не училась подбирать слова, не искала выражения, это просто появлялось, нарастало само. Я даже не могу сказать, в каком жанре я пишу. Мне нужен ритм в словах и предложениях, но мои тексты стихами не назовёшь. Просто в какой-то момент, будто током бьёт, и срочно нужно писать, говорить и говорить с бумагой. И никогда не знаешь, что получится в итоге. Может быть это неправильно, но мне нравится.

Мне интересно показывать ощущения, то, что словами внятно не описать. Это сложно - поймать в ладонь солнечного зайчика, уместить в черно-белом мире текста целую вселенную. Но я пытаюсь.

А взволновать и вдохновить меня может всё! Музыка, фраза из фильма, песня, картина, случайный дом на улицах Москвы или перекрестки света на стене, мои собственные сны и мысли – всё это может дать толчок к написанию текста. Кстати, очень часто после чтения Бродского меня начинает трясти от идей, и я хватаюсь за ручку и блокнот.

Участники конкурса практически не пишут юмористические и сатирические рассказы. Как считаешь, почему подросткам не хочется рассмешить читателя?
Честно – не знаю. Конечно, писать смешно сложно, это отдельный талант. Но мне в голову пришла такая мысль… Может, подростки хотят писать о серьёзном, потому что хотят быть услышанными, воспринятыми всерьёз. Юмор живёт в нашем повседневном общении с друзьями, а когда пишешь, зачастую хочешь достучаться до взрослых и умных, показать, что твои слова важны.

Почему участвуешь в конкурсе «Класс!»? Что больше привлекает: победа? Возможность пообщаться с известными писателями – членами жюри? Общение с единомышленниками – финалистами конкурса? Что-то еще?
Мне предложила участвовать в этом конкурсе Елизавета Михайловна Лысова-Голомзина, преподавательница по доп. литературе. Я сразу загорелась, потому что увидела здесь свободное поле для самовыражения. И ещё, это вызов самой себе. Переработать заданную тему, написать нечто самобытное, сказав всё, что можешь и хочешь.

В первую очередь меня привлекает возможность пообщаться с профессиональными писателями, суметь поучиться у них. И хочется погрузиться вместе со своими единомышленниками в атмосферу творчества. Я обожаю общаться с людьми, которые любят своё дело, горят им. Это невероятно мотивирует и вдохновляет!

Есть ли у тебя наставник, мнению которого ты доверяешь? Как относишься к критике?
Думаю, книги стали моими главными наставниками. А вот учили их читать несколько самых дорогих мне людей: моя мама, потом школьная учительница русского и литературы Людмила Васильевна Шевченко и преподавательница доп. литературы и просто фантастический человек – Елизавета Михайловна Лысова-Голомзина. Я очень ценю их мнение, и критика, которую я получаю от них, помогает мне становиться лучше и лучше.

Дай совет ребятам, которые только будут участвовать. Может, есть какой-то секрет финалиста?
Я бы попросила их слушать себя, не пытаться кому-то что-то доказать, а написать текст, вкладывая настоящее и неподдельное, своё и только своё ощущение мира. Нужно быть честным и свободным, прежде всего в своей голове. И гореть своей идеей, любить каждую написанную букву, быть счастливым, когда пишешь.

Мост

Я закрываю глаза. Открываю в белую сутолоку зимнего воздуха. Белота забирается внутрь сквозь щёлочки глаз, лезет под ребра и гнездится где-то около сердца, где-то на меридиане души.

Небо перестает прыгать перед глазами, и я вижу Его. Перекрытия в наледи, переплетение жил, диковатый танец стальных гигантов. И, будто змеи, замерзшие в ткани зимы, спинами вздымаются пролеты, они уходят туда, за горизонт, в белое никогда. Я смотрю.

С каждой секундой всё чётче и чётче Он выступает из-за занавесей снегопада, Он огромен, почти достал руками арок до неба, почти поймал луну в свои пролёты. Но и этого мало. Пусть этот Мост кольцует мир дальше и дальше. Пусть тянется от моего горячего маленького «сейчас» к бесконечности, к вихрям космической пыли через хлопья звёзд и позёмку млечного, к краю вселенной. Я теперь вижу.

Мост тут, в теплом, пульсирующем, моём скрытом от всех живом сердце, и совсем далеко, за гранью мысли любой, Он уже коснулся, яркой стрелой впился в глаза голубой планеты, пронзил солнце, ушел за конец света. И может быть там нашел белых снежинок полет за окном и кого-то, сумевшего прочитать эти пролёты и арки, сумевшего разобрать переплетения слов. Если найдет, пробьет тугую ткань времени, мост обретёт плоть, останется памятником моих нитей-идей, будет жить, когда замёрзнет горячая кровь, когда сердце устанет биться, и седой снег на моих не растает ресницах.

Рассказ Виктории Соловьёвой