«Литература и язык – это таинство, волшебство». Интервью с Мариной Степновой



Для тех, кто хочет лучше узнать наших наставников, мы запустили серию интервью, в которых они отвечают на самые актуальные вопросы о конкурсе, делятся отношением к литературному ремеслу и детскому творчеству.


Можно ли написать гениальный рассказ, когда тебе 16? А роман?

В 16 лет можно написать гениальное стихотворение. Потому что в 16 лет все гениально чувствуют. Но для прозы нужна зрелость, опыт, взгляд на жизнь, а не только на себя самого. Впрочем, хороший рассказ в 16 лет написать можно – не переживайте!

Чего вы ждете от конкурсных текстов, что надеетесь в них найти?

Я жду новую интонацию, новые темы – потому что последнее время в современной русской литературе уж очень много зверски серьезных взрослых людей обсуждают зверски серьезные взрослые темы. Хочется хоть чего-нибудь неожиданного и, пожалуйста, наконец веселого.

Можно ли научить писать или без таланта в этом деле никуда?

Научить писать можно всякого. Это всего-навсего ремесло. До революции 1917 года во всех российских гимназиях, например, учили писать стихи. Это считалось необходимым для каждого образованного человека. Но гениальными поэтами все гимназисты не стали. Только человек, у которого есть настоящий талант (а также воля, упорство и еще много-много качеств), при помощи ремесла сможет написать что-то стоящее.

Нужен ли юному автору наставник?

Мне кажется, любому человеку нужен наставник. Человек, который может в нужный момент погладить тебя по голове и подтолкнуть к нужному выходу. Ну и, если нужно, сказать тебе, что ты делаешь глупость, разумеется.

Что важнее для начинающего писателя: похвала или критика?

Похвала. Чтобы спокойно воспринимать критику, надо обладать и сильным характером и уверенностью в том, что все, что ты делаешь – правильно. Начинающим авторам обычно не хватает и того, и другого.

Расскажите, как вам темы конкурсных рассказов? Как вам кажется, какая будет наиболее популярной?

Мне темы кажутся интересными – и, главное, они дают возможность выступить в самых разных жанрах и ипостасях. Не возьмусь судить о том, что больше всего понравится конкурсантам. Пусть будет сюрприз.

Чего не хватает современным школьникам на уроках русского языка и литературы? Что бы вы изменили в школьной программе?

Хороших учителей, влюбленных в свой предмет, не хватает. И всегда не хватало. Литература и язык – это таинство, волшебство. И преподавать их надо со страстью, а не по учебнику или методичке.

Может ли в школе прижиться предмет, вроде Creative writing? Как еще раскрыть творческий потенциал ребенка?

Мне кажется, кружок по писательскому мастерству был бы уместен в любой школе. Люди любят писать. Молодые люди – особенно. Почему бы не научить их делать это правильно?

Как поступить родителям, если их ребенок говорит, что хочет быть писателем, а не, например, астрофизиком? Может ли писательство быть полноценной профессией?

Родителям не надо пугаться. Быть писателем – не обязательно голодать и валяться пьяным под забором, хотя я понимаю, что история русской литературы часто говорит об обратном. Но умение хорошо писать – вполне достойное дело, которое позволит вашему ребенку быть преподавателем, журналистом, редактором, переводчиком. Это вряд ли принесет ему миллионы, но зато он будет счастлив, занимаясь тем, к чему лежит душа. Нормальным родителям больше ничего и надо.

Какую книгу вы посоветовали бы прочесть всем без исключения участникам конкурса? А их родителям?

«Дар» Владимира Набокова.