В прошлом году мы начинали интервью с вопроса «Можно ли написать хороший рассказ в 16 лет?». Первый сезон позади. Вы читали рассказы финалистов, выбирали победителей. Поделитесь впечатлением от текстов.
Конечно, видно было, что это работы очень юных авторов. В этом сила этих текстов – и в этом их слабость. Молодость эгоистична, сосредоточена на себя. Любит рубить сплеча. Но именно в молодости люди особенно чутки к любой боли и фальши, и особенно бесстрашны. Я бы даже сказала – особенно бессмертны. Все это попало в тексты финалистов, и это прекрасно. Многие работы были настолько страстными и живыми, что сразу было понятно, что все стилистические огрехи – ерунда. Писать хорошо технически эти дети обязательно научатся – потом. Но уже сейчас они настоящие писатели – которые умеют и видеть других людей и сочувствовать им.
Давайте представим, что и вам снова 16, вы участник конкурса «Класс!». На какую из предложенных тем вы бы написали рассказ? Чем она вас заинтриговала?
Ключ потерялся. Отличная тема! Многозначная. Ключ ведь бывает не только от двери, но и от сердца, от будущего, от шифровки или музыкальной фразы.
Расскажите чуть подробнее о своей теме «Третий сон седьмого айфона». Чего ожидаете от молодых авторов, которые за нее возьмутся?
Тема, на самом деле, очень широкая и довольно сложная. Седьмой айфон – старый телефон, значит, это может быть рассказ об одиночестве, о старении, о непонимании или ностальгии. Или наоборот – о том, что такое новизна, о том, что ждет нас в будущем. Сон расширяет жанровые рамки – ведь во сне возможно все. Словом, я специально заложила возможность для участников рассказать в этих рамках практически любую историю в любом жанре. Но втайне я, конечно, надеюсь прочитать рассказы не про телефоны, а про людей. Про живых настоящих людей.
В этом году конкурс «Класс!» охватывает 20 регионов, всего будет 60 финалистов. Очевидно, ужесточится и конкуренция. Как вам кажется, это должно подогреть азарт подростков? Или, напротив, вселить сомнение?
Подростки – как и все люди – довольно разные. Кого-то конкуренция пугает, кого-то наоборот – бодрит. Безусловно, на конкурс подадут заявки самые отчаянные головы. Но тем, кто сомневается, я бы посоветовала не думать о победе вообще. Это просто конкурс. Отнеситесь к нему не как к марафонскому забегу с призом на финише. Это уникальная возможность для вашего текста найти своих первых читателей и рецензентов. Грех не воспользоваться.
А если говорить в целом – полезно ли писателю работать в условиях постоянной конкуренции?
Безусловно – да. Сильная творческая конкурентная среда необходима всем пишущим людям. Именно поэтому я всегда советую своим студентам и слушателям держаться своих. Художественные тексты пишутся в одиночестве, но рождаются всегда среди людей. Если вы точно знаете, что рядом с вами работают другие писатели, талантливые, яркие, необычные, вы точно не захотите халтурить. Провалиться в глазах коллег особенно неприятно.
В этом году на творческих мастерских ребят ждет еще одно испытание – эссе, которое они должны написать за 30 минут. Что бы вы им посоветовали? Как не растеряться перед чистым листом?
В ступор при виде белого листа впадают практически все пишущие люди. Это нормально. Не думайте о времени, не думайте о тех, кто сидит рядом. Прислушайтесь к себе. Что вас волнует больше всего на свете? Прямо сейчас? Вот на это чувство и опирайтесь. Если это чувство действительно сильное – оно поведет за собой и вас, и ваш текст.
Учитывая, что количество финалистов возросло, как сделать так, чтобы никто из ребят не остался без внимания? Что, как вам кажется, важнее всего обсудить за отведенное на мастерские время?
В такой ситуации важнее всего ответить на вопросы финалистов. Что их интересует? Пугает? Чего они ждут? Живая беседа с доброжелательными взрослыми всегда лучше самой умной лекции.
Если бы вы могли дать один совет всем участникам, то вы бы сказали…
Пишите для себя. Не для читателей, не для родителей или друзей, не для победы в конкурсе или публикации. Для себя. Только так можно написать что-то действительно стоящее.