«Хотелось бы прочитать юмористический рассказ». Интервью с Эдуардом Веркиным

В прошлом году мы просили членов жюри поделиться своими ожиданиями от конкурса, а сейчас – попросили рассказать о впечатлениях. Наши наставники – о работах финалистов, темах второго сезона и планах на всероссийский этап.


В прошлом году мы начинали интервью с вопроса «Можно ли написать хороший рассказ в 16 лет?». Первый сезон позади. Вы читали рассказы финалистов, выбирали победителей. Поделитесь впечатлением от текстов.

Тексты финалистов доказали, что можно написать хороший рассказ в 16. И можно написать рассказы, которые станут хорошими с небольшой доработкой. Во всех финальных работах виден потенциал. Участникам осталось приложить некоторые усилия, и лет через пять-десять наша литература получит новых авторов.

Тексты разные. Часть авторов постаралась сыграть на поле популярного нынче янг-эдалта, почти у всех это получилось неплохо. Технически эти тексты собраны хорошо, но сам YA, как мне кажется, уже давно пребывает в идейном и стилистическом тупике, сказать здесь что-то новое – задача не из легких.

Другая часть сочиняла более классические вещи, например, мне показалось, что рассказ-победитель вполне можно было встретить в каком-нибудь сборнике «Молодые советские писатели 70 г.г.». Эти работы интереснее, как по тематике, так и по форме, здесь авторы стараются рассказать историю, они ближе к жанровому определению рассказа, как такового.

Третья часть текстов представляла крепкие ученические работы, выделяющиеся либо темой, либо интересным героем.

Давайте представим, что и вам снова 16, вы участник конкурса «Класс!». На какую из предложенных тем вы бы написали рассказ? Чем она вас заинтриговала?

В прошлом году я предложил тему с ограниченной, на мой взгляд, возможностью писательского маневра. Впрочем, как оказалось, даже на эту тему можно сочинить весьма необычный рассказ, что и сделала София Янис. В этом году моя тема «Прыжки в высоту». Собственно, это не тема, а предложение подумать. Сам бы я ее и выбрал. В 15 написал бы фантастику, в 16 хоррор, в 17 суровый русский реализм :)

Расскажите чуть подробнее о своей теме. Чего ожидаете от молодых авторов, которые за нее возьмутся?

Я уже рассказал немного. Я ожидаю историю. Не миниатюру, не зарисовку, не впечатление, а историю с завязкой, развитием, финалом. Это непросто. В первом сезоне было мало юмористических работ, кстати, хотелось бы прочитать юмористический рассказ.

В этом году конкурс «Класс!» охватывает 20 регионов, всего будет 60 финалистов. Очевидно, ужесточится и конкуренция. Как вам кажется, это должно подогреть азарт подростков? Или, напротив, вселить сомнение?

Думаю, в конкурсе участвуют те, кто интересуется и занимается литературой. Так что причин к азарту особо не вижу. Как и для сомнений. Конкурс – это рабочий процесс и литературный праздник, так что попадание в финал – уже победа. У нас не взрослая премия, где помнят только победителя, да и то не всегда, у нас, скорее, семинар с определением наиболее удачных текстов. Мне хотелось бы, чтобы дни финала Конкурса запомнились финалистам интересной работой, знакомствами, экскурсиями по литературной Москве, началом летних каникул, Книжной ярмаркой, а вовсе не дрожанием за первое место. Если они останутся в литературе, дрожаний и азартов им еще хватит.

А если говорить в целом – полезно ли писателю работать в условиях постоянной конкуренции?

Литературе это полезно однозначно. Собственно, литературный процесс все больше начинает напоминать приготовление «крысиного волка». Писатели толкаются за премии, публикации, внимание критиков и редакторов, и пишут — пишут – пишут, стараясь успеть к очередным премиальным дедлайнам. Как любой форсаж это поднимает высоту, но выжигает двигатели. Литературе полезно, писателям не очень. Срок годности сокращается. Впрочем, дефицита желающих примерить заветную шинель меньше не становится.

В этом году на творческих мастерских ребят ждет еще одно испытание – эссе, которое они должны написать за 30 минут. Что бы вы им посоветовали? Как не растеряться перед чистым листом?

Потренироваться немного. Почитать сборники эссе. Писать о том, что хорошо знаешь. Или нагло писать о том, что не знаешь вообще.

Учитывая, что количество финалистов возросло, как сделать так, чтобы никто из ребят не остался без внимания? Что, как вам кажется, важнее всего обсудить за отведенное на мастерскиевремя?

Все, кому требуется внимание, это внимание получают. Обсудить надо самые простые и важные вещи. Сам бывал участником семинаров, вот то, что двадцать лет назад обсуждали на семинарах мы, обсудим и сейчас. Я выбрал для беседы прикладные вопросы.

Если бы вы могли дать один совет всем участникам, то вы бы сказали…

Больше читайте.