«Я мечтала о победе, но проигрыш был нужен мне гораздо больше, чем фанфары» Интервью с Ангелиной Базер

О том, почему проигрыш иногда важнее победы, произведениях Эдуарда Веркина и своем youtube-канале нам рассказала Ангелина Базер из Москвы, которая уже второй раз становится финалистом конкурса «Класс!».
Ангелина, расскажи немного о себе.
Я живу в Москве и, пожалуй, не представляю свою жизнь без её быстрого темпа и делового настроя. Второй год обучаюсь в Гимназии 1514 и уверена, что нашла «свою» школу. В это место мне хочется возвращаться снова и снова, особенно потому, что там я могу заниматься своим главным увлечением — писательством. Помимо написания книг и рассказов я люблю петь, снимать и монтировать видео: у меня есть свой youtube-канал «Angel_Cactus».

Какая книга произвела на тебя сильное впечатление, и ты могла бы рекомендовать ее друзьям?
На самом деле, на конкурс «Класс!» в прошлом году я пришла не только с желанием совершенствовать свои тексты, но и встретиться с человеком, чьи произведения я могу читать и перечитывать множество раз — Эдуардом Веркиным. Моим любимыми текстами, пожалуй, можно назвать рассказы «Весенний рейд» и «Кусатель ворон», роман «Пепел Анны», повесть «Пролог». Каждое произведение Эдуарда Веркина — это один большой неожиданный поворот. Например, я так и не смогла понять, чем является конец «Пепла Анны»: правдой или вымыслом? Думаю, каждый должен решить это сам.

Ты уже была финалистом первого сезона конкурса. Поделись впечатлениями, какими для тебя были эти финальные дни – творческие мастерские, общение с ребятами из других городов?
Честно говоря, конкурс «Класс!» послужил для меня толчком к новым произведениям. Я познакомилась с ребятами из разных городов, увлечёнными тем же, чем и я. Конкурс стал местом встречи заинтересованных людей, мечтающих покорить все книжные просторы.

Несмотря на то, что «Класс!» — это соревнование, на творческих мастерских мы работали сообща, предлагали темы, а потом вместе обсуждали их, советовались с писателями и видели в них скорее не наставников, а старших друзей, готовых помочь.

Какие чувства испытывала, когда поднималась на главную сцену Книжного фестиваля «Красная площадь»?
Когда мы поднимались на главную сцену Книжного фестиваля «Красная площадь», я не осознавала, что скоро расстанусь с теми, с кем познакомилась всего день назад, но уже подружилась. Я мечтала о победе, но сейчас понимаю, что проигрыш был нужен мне гораздо больше, чем фанфары. Почему? Потому что я поняла, что есть писатели, которые лучше меня. И не те взрослые, за плечами которых уже сотни изданных книг, а такие же подростки, которые не просто пишут, а работают над своим увлечением и талантом.

Ты подружилась с кем-то из финалистов прошлого сезона?
Да, ещё в первый день конкурса мы создали небольшую группу во Вконтакте. И мы общаемся до сих пор. Оказалось, мир тесен — с несколькими девчонками мы встретились в августе 2019 года на образовательной программе «Литературное творчество» в ОЦ «Сириус».

Обычно мы просим членов жюри дать советы юным авторам. Но сейчас поступим наоборот: дай совет жюри, о чем хотелось бы услышать на творческих мастерских? Чего не хватило в прошлом году?
Я хочу поблагодарить жюри за то, что на творческих мастерских в прошлом году они взяли разные, но очень нужные любому писателю темы. У каждого состоявшегося писателя свой стиль и свои способы написания и редактуры произведения, поэтому если бы темы были близки, могли бы возникнуть несостыковки, но этого удалось избежать.

Мне кажется, было бы интересно узнать о том, как сохранить авторское право на своё произведение, если публикуешь его в интернете; как правильно подвести к открытому финалу, и как не испортить концовку длинного текста. Возможно, тем финалистам, кто заинтересован в издании собственной книги, очень пригодятся истории успеха членов жюри.

Чего тебе не хватает в конкурсе «Класс!»? Дай совет организаторам, как сделать его еще лучше?
На самом деле, в прошлом году нам, финалистам, не хватило общения между собой, но, возможно, это мы такие ненасытные. Не случилось никакого централизованного прощания после объявления результатов, кто-то остался бродить по фестивалю, кто-то поехал домой, так что, думаю, было бы здорово, если бы нас собрали вместе хотя бы на полчаса.

Есть ли у тебя наставник, мнению которого ты доверяешь? Как относишься к критике?
Я хожу на занятия литературной студии в своей школе, и моим наставником является Александр Турханов — детский писатель. Я готова слышать критику, потому что считаю, что она помогает сделать мои произведения ещё лучше.

Дай совет ребятам, которые только будут участвовать. Может есть какой-то секрет финалиста?
Секрет финалиста? Хм. Главное — пробовать. В литературных конкурсах, как мне кажется, нельзя применять выражение «попытка — не пытка», потому что для людей, которые не умеют писать рассказы, это действительно может стать своеобразной «пыткой». А ещё нельзя отправлять первый написанный рассказ. На самом-то деле произведений у меня два: сначала в голову пришла милая семейная история на тему «Мамин муж, папина жена», а уже потом я написала второй рассказ на тему «Третий сон седьмого айфона» и в итоге отправила его. Видимо, не прогадала, раз прошла в финал.

Если бы у тебя была возможность предложить тему для рассказа, какая бы она была?
Я люблю многозначные темы, но на них удивительно сложно написать текст. Наверное, я бы предложила тему «Прикосновение» или «Коснись», потому что она содержит в себе не только призыв, но и эмоцию. А вот какую — решать уже автору рассказа.