Если бы сейчас перенеслись в свой 8-11, поучаствовали бы вы в конкурсе «Класс!», на какую тему этого сезона вы бы написали рассказ?
Вообще я не люблю, честно говоря, писать на заданные темы. Но если придётся выбирать, возьму ту, что с широким толкованием: свою — «Если бы не…», или ту, что предложила Яна Вагнер — «С первого взгляда». Здесь без труда можно написать о чём хочешь — и не выйти при этом за рамки темы.
Расскажите, как вас поддерживали в самом начале литературного пути?
Никто меня особо не поддерживал, а вот критиковали охотно — даже самые близкие. Первым, кто нашёл, за что похвалить мою первую повесть (довольно жалкую, честно говоря), стал журналист и редактор Юрий Шинкаренко. Я ему до сих пор за это очень благодарна. Наставником — и то с натяжкой — я могла бы назвать Ольгу Славникову, помню некоторые её советы мне как начинающему автору. Один из них был такой — выписать все литературные журналы и читать их от корки до корки! Я этому совету долгие годы следовала, да и сейчас слежу за публикациями в некоторых изданиях.
Понятно, что финалисты многому учатся у членов жюри. А чему вас научили финалисты?
Я научилась видеть людей за текстами.
А что самое сложное в работе жюри?
Выбрать лучших.
Для многих рассказ для конкурса «Класс!» — это первая полноценная работа. Вспомните свой первый текст: каким он был?
Первой газетной публикацией стала рецензия на фильм «Маленькая Вера». Начиналась она словами «Ничего нового о жизни из фильма «Маленькая Вера» я не узнала». А первым опубликованным рассказом стала, если не ошибаюсь, «Супертаня» в журнале «Урал».
На что вы обращаете внимание в текстах начинающих писателей в первую очередь?
Мне важно всё — стиль, сюжет, идея (если она есть). Терпеть не могу пафосность, к которой довольно часто питают склонность начинающие авторы. Сразу обращаю внимание на ошибки и неточности, словесную неряшливость. Ценю оригинальность, широту знаний, чувство меры.
Как молодому писателю не потеряться в мире большой литературы?
Не надо об этом задумываться. Продолжайте делать своё дело, а дальше — как сложится.
Многие писатели используют свой личный опыт как основу для будущего произведения. Как преобразовать свои знания и воспоминания в художественный текст?
Для начала надо прекратить попытки «поверить алгеброй гармонию». В литературе нет готовых рецептов, но есть множество способов придумать свой собственный.
Часто бывает, что для понимания книги или рассказа нужно знать историю, философию и другие гуманитарные дисциплины. Как правильно использовать культурные отсылки в своем тексте?
Так, как вам захочется. Правил нет, вновь повторю — это не математика.
Сегодня очень популярны произведения на стыке жанров. Например, автофикшн может перетекать в нон-фикшн и наоборот. Чем работа с разными жанрами может помочь молодому автору?
Я бы посоветовала молодому автору держаться подальше от жанровых определений и от любых рамок.
В этом году вы автор текста для «Тотального диктанта». А в эпоху гаджетов важно быть грамотным?
Грамотным быть важно в любую эпоху, при этом важно понимать, что идеально грамотных людей не существует — ошибки допускают абсолютно все. Тем более если говорить об ошибках в русском языке: одном из сложнейших в мире.
Вы снижаете баллы за грамматические ошибки в текстах участников конкурса?
За грамматические ошибки по условиям конкурса «Класс!» баллы снижаются, но не критически. Если текст отлично написан, оригинален, если он отвечает выбранной теме, то на пропущенные запятые можно закрыть глаза. Я — закрываю.
Любой творческий человек проходит стадию «ученичества», когда он повторяет за великими в поисках своего стиля. На кого вы хотели быть похожей в начале своего литературного пути? И в какой момент приходит осознание, что от своего кумира стоит «отойти», заговорить авторским языком?
В юности мне нравились Кортасар, Хандке, Фриш, Набоков. Я запоем читала Тэффи. Но если я и подражала этим авторам, то неосознанно. Не было у меня кумиров и, надеюсь, уже не будет.
С чем у вас ассоциируется конкурс «Класс!»?
С улыбкой Насти Скорондаевой, руководителя конкурса.