Класс!ные лекции и мастер-классы
В школах и университетах слово «эссе» связано со схематичным, шаблонным и расплывчатым изложением своих мыслей. Поэт и эссеист Дмитрий Воденников с таким подходом категорически не согласен.
Эссе — это свободный полёт, сон, пропитанный гением автора. То, в чём отражается и пишущий, и читающий. Лорка, Розанов, Цветаева и многие другие признанные мастера прошлого умели поймать летящую мысль, уместить её в клетку из трёх-четырёх предложений и создать удивительные по своей глубине произведения.
В лекции «Как написать хорошее эссе» Дмитрий Воденников призывает ходить по комнате, писать о предчувствии любви, фиксировать обрывочные и спонтанные чувства. Ведь главное ограничение в эссе — никаких ограничений!
Дмитрий Воденников. Как написать хорошее эссе
Публикуем вторую часть лекции Павла Басинского про биографии!

В ней Павел продолжает развеивать все стереотипы, связанные с жанром. Современная биография — не талмуд, не житие, начинающееся рождением и заканчивающееся смертью. Это пространство для экспериментов с формой.

Начинать можно с любого интересующего вас события, расследуя жизнь вашего героя, как детектив. Можно браться за тех личностей, о которых написано, казалось бы, уже все. Можно писать биографию на стыке форм — например, книга Льва Данилкина «Ленин: Пантократор солнечных пылинок», написана в форме трэвелога. Да и вообще: если нельзя, но очень хочется, то можно!

Одним словом, биография — пространство для манёвра и невероятно интересный жанр. А кто, как не мастер, может поделиться с начинающими всеми хитростями?
Павел Басинский. Как писать биографию. Часть 2
После этой лекции вся команда конкурса «Класс!» записалась в Ленинку и несколько архивов, чтобы в срочном порядке написать чью-нибудь биографию.

Павел Басинский, автор множества биографических работ, двукратный лауреат премии «Большая книга», развинчивает миф, что биографии — это скучно.

В первой части лекции «Как писать биографию» он расскажет о самом жанре: как в Средневековье жизнеописания вытеснили житие, из-за чего современный читатель недоверчив к серьезной прозе и почему золотое правило в создании биографии — не выдумывать.

А ещё приоткроет завесу тайны: что общего у Тацита и Стефана Цвейга и что не так со встречей Булгакова и Шолохова во время Гражданской войны…
Павел Басинский. Как писать биографию. Часть 1
Приходилось ли вам не дочитывать книгу? Когда вдруг появляется ощущение: «Всё, больше не могу! Скука смертная!»

Член жюри нашего конкурса, писательница Яна Вагнер, автор романов «Вонгозеро» (литературная основа сериала «Эпидемия»), «Живые люди» и «Кто не спрятался», посвятила свою лекцию «Как создать напряжение в тексте» удержанию внимания читателя.

Литература — парный танец, в котором автор всегда должен помнить о читателе. Чтобы страницы вашей книги хотелось перелистывать как можно скорее, задаваясь вопросом: «Чем же, чем же всё кончится?!», она должна обладать динамикой, цеплять личным опытом, содержать оригинальные сюжетные и языковые находки, а не штампы.

Подробный рецепт бестселлера, от которого не сможет оторваться даже самый искушённый ценитель литературы, в нашей новой лекции!
Яна Вагнер. Как создать напряжение в тексте
Почему люди вообще пишут фантастику?

Член жюри нашего конкурса, известный писатель Вадим Панов, отвечает на этот вопрос предельно просто: «Потому что создавать новое всегда интереснее!»

Вадим уверен: мы запоминаем места, если в них таится уникальность. Что-то, с чем человек уже сталкивался, просто утонет в памяти. В случае с литературой — вторичная книжка будет попросту пылиться на полке. Мы же этого не хотим, верно?

В лекции "С чего начать писать фантастику" Вадим расскажет о важнейших элементах создания фантастических миров: про погружение, достоверное описание (на примере работы дирижабля!) и секреты оживления мира.

Нам остаётся лишь вслед за мастером пригласить вас поверить в себя и попробовать жанр фантастики!
Вадим Панов. Как начать писать фантастику
Да что в вашей литературе трудного?! Сиди и слова складывай в предложения!
— Как бы не так! — отвечает писательница Ольга Славникова, автор многих известных романов («Прыжок в длину», «2017»), победительница премий «Русский Букер» и «Ясная Поляна».
В её лекции литература ничем не уступает сложным техническим наукам, например, архитектуре. Уметь выстроить композицию — задача не из лёгких. Да и как не запутаться во всяких там флешбеках, флешфорвардах, кольцевых композициях, если даже одно их название невольно подталкивает автора заблудиться?
Очень просто. Ольга предлагает представлять композицию в виде бусин. А о том, в каком порядке бусины можно располагать для достижения нужного эффекта, вы узнаете в видео!
Ольга Славникова. Композиция рассказа
Сегодня предлагаем вам посмотреть вторую лекцию Дмитрия Данилова "Конфликт". Дмитрий расскажет о том, без чего не обходится ни один интересный сюжет. Конфликт - это приправа, которая добавляет новых красок и вызывает более сильные ощущения, а потому использовать ее нужно умело и в меру. В лекции вы узнаете, как описать эмоционально заряженную ситуацию, какие бывают конфликты и как их выстраивать так, чтобы затянуть читателя в происходящее.
Дмитрий Данилов. Конфликт
В лекции «Как мы оцениваем работы» Анна Хрусталева – филолог, журналист, писатель и эксперт регионального московского этапа с первого сезона конкурса «Класс!» - расскажет о пяти ошибках, которые часто допускают начинающие авторы. У вас есть великолепная возможность узнать их и повторять только осознанно.
Анна расскажет о том, как взаимодействовать с читателем, каким языком говорить в рассказе, что на самом деле значит «верю» и как пробудить это загадочное чувство в эксперте, как писать, как ваш любимый автор, но быть собой, и поделится секретным приемом, который поможет получить баллы по критерию «личное мнение эксперта».
Анна Хрусталева. Как мы оцениваем работы
"Глаза боятся, а руки... пишут!"
О том, как писать про страх, расскажет член жюри пятого сезона писатель Яна Вагнер. Яна - автор антиутопии "Вонгозеро", по которой в 2019 году сняли сериал "Эпидемия", а также романов "Живые люди" и "Кто не спрятался", номинированного на "Большую книгу" и "Ясную поляну". В лекции "Как писать про страшное" она расскажет, чего следует опасаться тому, кто хочет напугать читателя. Яна подчеркивает, что главное - браться за страх голыми руками и отбрасывать чужие давно затупившиеся инструменты, начиная с языковых клише и заканчивая старыми спецэффектами. А один из верных помощников автора хоррора - деталь. Крошечная и будничная: пятно на полотенце или слетевший с ноги ботинок. Как ни странно, именно такие мелочи заставляют читателя насторожиться и стать полноценным участником истории. И в качестве бонуса Яна поделилась приёмами, которые помогут по-новому использовать наработанные принципы жанра хоррор. Все детали, в лекции!
Яна Вагнер. Как писать про страшное
Друзья, сегодня мы начинаем публиковать наши ежегодные образовательные лекции. В этом году вы узнаете, как придумать фантастический мир, почему не стоит бояться эссе, как написать биографию, как создать напряжение в тексте и многое другое. А начнем мы с лекции писателя, поэта и драматурга, лауреата премии "Ясная Поляна", автора романов "Саша, привет", "Описание города" и "Горизонтальное положение" Дмитрия Данилова. Спектакли по его пьесам идут более чем в семидесяти российских и зарубежных театрах. А несколько лет назад по его пьесе «Человек из Подольска» был снят фильм. В лекции «С чего начать, если хочешь быть драматургом» вы узнаете, что делать молодому автору, который хочет написать пьесу, но не знает, как к ней подступиться. На примерах собственных пьес Дмитрий показывает, как вылавливать сюжет из потока жизни и на какие типажи обращать внимание в первую очередь. Дмитрий также рассказывает, какой герой принесет успех драматургу и какое простое правило помогло ему написать «Человека из Подольска».
Дмитрий Данилов. С чего начать, если хочешь быть драматургом
Майя Кучерская: Что такое литературный процесс и кто его участники
Майя Кучерская: Что такое литературный процесс и кто его участники
Константин Мильчин: Мировой художественный процесс и литературные премии
Константин Мильчин: Мировой художественный процесс и литературные премии
Константин Мильчин: Критики и блогеры в литературном процессе
Константин Мильчин: Критики и блогеры в литературном процессе
Вероника Дмитриева: «Как редактор работает с текстом»
Вероника Дмитриева: «Как редактор работает с текстом»
Андрей Никоноров «Мемы в рассказе»
Андрей Никоноров «Мемы в рассказе»
Майя Кучерская: Как писать про эмоции
Майя Кучерская: Как писать про эмоции
Нина Дашевская: Как обрести и не потерять собственную интонацию
Нина Дашевская: Как обрести и не потерять собственную интонацию
Дмитрий Воденников: Как я использую метафору
Дмитрий Воденников: Как я использую метафору
Дмитрий Воденников: Метафоры и метонимии в тексте
Дмитрий Воденников: Метафоры и метонимии в тексте
Алексей Олейников: как выстроить структуру комикса
Алексей Олейников: как выстроить структуру комикса
Олег Швец: «Критерии оценки: секреты успешного написания рассказа» Критерий 4. Личное мнение эксперта
Олег Швец: «Критерии оценки: секреты успешного написания рассказа»
Майя Кучерская: целостность текста
Майя Кучерская: целостность текста
Ольга Славникова: точка зрения в прозе. Часть 2
Ольга Славникова: точка зрения в прозе. Часть 2
Олег Швец: «Критерии оценки: секреты успешного написания рассказа» Критерий 3. Оригинальность
Олег Швец: «Критерии оценки: секреты успешного написания рассказа»
Ольга Славникова: точка зрения в прозе. Часть 1
Ольга Славникова: точка зрения в прозе. Часть 1
Дмитрий Быков: писательские приёмы
Дмитрий Быков: писательские приёмы
Олег Швец: «Критерии оценки: секреты успешного написания рассказа». Сюжет, логика, увлекательность
Олег Швец: «Критерии оценки: секреты успешного написания рассказа»
Марина Степнова: Что такое речевые клише и какие виды штампов существуют
Марина Степнова: Что такое речевые клише и какие виды штампов существуют
Олег Швец: «Критерии оценки: секреты успешного написания рассказа». Критерий 1. Язык и культура речи
Олег Швец: «Критерии оценки: секреты успешного написания рассказа». ​
Нина Дашевская: Как создать и описать реальность в произведении?
Нина Дашевская: Как создать и описать реальность
Сторителлинг. Борис Павлович: за какую ниточку потянуть, чтобы открыть целое море историй
Сторителлинг. Борис Павлович
Анастасия Скорондаева, рассказывает о том, как стать участником, где найти советы по написанию рассказов и о том, что ожидает победителей.
Анастасия Скорондаева - как стать участником "Класса!"
Майя Кучерская, председатель жюри конкурса "Класс!": Текст — это домик, литературные приёмы — инструменты, которыми вы его строите. А кто, как не педагоги и профессиональные писатели могут поделиться с вами тонкостями словесного мастерства? Майя Кучерская рассказывает, что приготовили лекторы конкурса "Класс!" для тех, кто хочет узнать секреты интересного рассказа.
Майя Кучерская — что приготовили лекторы конкурса "Класс!" для тех, кто хочет узнать секреты интересного рассказа
В пятой лекции второго сезона писательница Майя Кучерская рассказывает, как рассмешить читателя.
Майя Кучерская — Как писать смешно
В четвертой лекции второго сезона писательница Ольга Славникова рассказывает, как писать о таинственном.
Ольга Славникова — Как писать о таинственном
В третьей лекции второго сезона писательница Марина Степнова рассказывает, как писать о любви.
Марина Степнова — Как писать о любви
Во второй лекции второго сезона поэт и писатель Дмитрий Быков объясняет, зачем и как писать про страшное.
Дмитрий Быков — Как писать про страшное
В первой лекции второго сезона писательница Нина Дашевская объясняет, как использовать личный опыт для создания увлекательного рассказа.
Нина Дашевская — Оттолкнуться от реальности
В первой лекции курса "Как писать рассказ?" Дмитрий Быков объяснит, в чем отличие рассказа от романа и повести, о каких правилах нужно помнить, начиная работу над текстом, и существует ли рецепт идеального финала. А главное, вы узнаете ответ на извечный вопрос - почему Герасим утопил Муму!
Дмитрий Быков — Что такое рассказ?
Во второй лекции курса "Как писать рассказ?" Майя Кучерская объяснит, почему не нужно быть Пушкиным, чем интересна ваша дорога в школу и зачем писателю тишина.
Майя Кучерская — Право писать и места, где обитают идеи?
В третьей лекции курса "Как писать рассказ?" Марина Степнова объяснит, как создавать и описывать живого убедительного героя, зачем ему серьезные недостатки, персональная тайна и причем тут станция. А еще вы узнаете, почему настоящие писатели никогда не пишут о себе. Даже, если пишут о себе.
Марина Степнова — Как создавать героя?
В четвертой лекции курса "Как писать рассказ?" Ольга Славникова объяснит, как работать с композицией рассказа, рифмовать события и обострять конфликт. А еще вы узнаете, каким образом завершать действие и зачем автору нужен рассказчик.

Ольга Славникова — Как построить рассказ: сюжет и композиция
В пятой лекции курса "Как писать рассказ?" Дмитрий Быков объяснит, в чем ценность молчания, насколько открытым в разговоре должен быть герой и можно ли в прозе обойтись вовсе без диалогов.
Дмитрий Быков – Как писать живые диалоги?
В шестой лекции курса "Как писать рассказ?" Ольга Славникова объяснит, как с помощью детали создавать характер и внешность персонажа, передавать атмосферу и ароматы эпохи, выстраивать пространство города или комнаты, и значит, создавать убедительный мир.
Ольга Славникова – Деталь, время, пространство
В седьмой лекции курса "Как писать рассказ?" Олег Швец объяснит, как сражаться со штампами и как отличить шаблонное выражение от оригинального и свежего.

Национальный корпус русского языка - справочная система, основанная на собрании огромного множества русскоязычных текстов. ruscorpora.ru
Олег Швец – Боремся со штампами!
В восьмой лекции курса "Как писать рассказ?" Марина Степнова объяснит, почему так важно читать свой готовый рассказ вслух, для чего тексту нужно полежать и остыть, и как его после этого редактировать. Вы поймёте, почему лучшие читатели не мама и папа, а доброжелательные критики.
Марина Степнова – Как редактировать рассказ?
Заключительное слово координатора конкурса, писателя Майи Кучерской к курсу "Как писать рассказ?"
Майя Кучерская – Напутствие