Расскажите немного о себе: где живете, где учитесь, чем увлекаетесь (хобби)?
Я живу в Череповце, но скоро перееду в Москву: поступила на филологию в НИУ ВШЭ. Мечта длиною в два года вот-вот претворится в реальность. Впереди минимум(!) четыре года науки, литературы и просто радости от того, что я живу. Недавно я начала вести дневник, в который записываю свои мысли и эмоции в виде коллажей, всё это сопровождается моими небольшими любительскими рисунками. Изначально я хотела завести дневник, чтобы писать туда всякие фразы вроде толстовских «Целый вечер шалопутничал. 1854 год, 13 августа». А в итоге эта небольшая красная книжечка стала неким актом медитации. Мне нравится, что цвет дневника рифмуется с Красной книгой. Все слова, которые становятся воспоминаниями, как только опускаются на страницы, так или иначе неповторимы, а значит редки. А бумажные дневники сейчас как будто бы тоже находятся на грани вымирания.
Почему решили связать свою жизнь с филологией?
С шестого класса я начала грезить о том, что буду филологом. Даже не вериться, что скоро фраза «я хочу быть филологом» превратиться в «я учусь на филолога». Если быть честной, то до 10 класса я не особо представляла, что стоит за завораживающим мой ум словом «филолог», я просто любила читать и понимать книги. Но после судьбоносной встречи с Людмилой Евгеньевной (моей учительницей по литературе) я окончательно решила, кем я хочу быть и чем заниматься. Если быть – то филологом, если заниматься – то наукой.
Скажите, чем, на ваш взгляд, вы отличаетесь от других людей? В чем ваша фишка?
Мне всегда очень сложно отвечать на подобные вопросы, потому что сложно выделить какую-то одну фишку. Человек состоит из слов, которые он говорит, из книг, которые читает, из мыслей, которые возникают в его голове, и так далее, далее, далее… Человека из толпы выделяет не мелочь, а совокупность этих мелочей, которые в итоге складываются в личность.
Какая книга произвела на вас сильное впечатление, и вы могли бы рекомендовать ее друзьям?
Чаще всего самое сильное впечатление на меня производят стихи, шире – поэты. Мою жизнь можно поделить на главы, каждая из которых будет называться именем конкретного поэта. Сейчас я проживаю главу «Ольга Седакова». Каждое ее стихотворение становится для меня глотком воздуха. Свежего, чистого, неизведанного прежде воздуха. Я люблю думать, что с творчеством каждого поэта рифмуется одна из четырех стихий. Бродский – это вода, Мандельштам – земля, Ольга Седакова – воздух. А поэзия как явление в целом есть пятая стихия, неповторимая. Из последнего прочитанного больше всего меня поразил цикл Седаковой «Азаровка. Сюита пейзажей» в поэзии, а в прозе – «Воспоминания» Надежды Мандельштам. Каждое слово в ее мемуарах я читала с дрожью. Жуткий рассказ о жуткой эпохе, который освещается фигурой автора. Надежда Мандельштам восхищает меня не меньше, чем ее муж Осип: обоих люблю светлой любовью.
Какое место в Вашей жизни занимает Мандельштам?
В определенный период жизни я зачитываюсь определенным поэтом. С января по май я читала очень много Мандельштама. Сначала потому что мы начали изучать его в школе, потом — подготовка ко всеросу по литературе. За эти месяцы Мандельштам стал, не побоюсь этого слова, главным поэтом моей жизни и одним из любимых. Раньше я смотрела на него как на нечто недосягаемое и всегда думала, что он мегасложный, значит, я ничего не пойму. Я в какой-то степени боялась его читать. Иррациональный страх прочитать и не понять останавливал. Но, кажется, что Людмила Евгеньевна, моя учительница, может кого угодно влюбить в Осипа Эмильевича. Так случилось и со мной. Мы очень много читали и анализировали его на консультациях, постепенно страх исчезал и появлялась трепетная любовь к поэту. Людмила Евгеньевна научила меня не бояться его сложности и помогла эту сложность полюбить.Теперь Мандельштам – один из главных моих спутников. У меня даже есть маленький вязаный дракончик по имени Осип. Люблю думать, что я в какой-то степени сохраняю его речь, как он и просил.
Интересна ли вам современная литература? Если да, то каких авторов читаете? С какими авторами хотели бы встретиться, пообщаться, побывать у них на мастер-классе?
Современная литература – однозначно да! Мне нравится читать литературу разных эпох и видеть, как менялись люди и слова, которые они произносят. В современной литературе наиболее меня покорил Григорий Служитель с его романом «Дни Савелия». Я такая же любительница кошек, как Бродский и Служитель, так что рассказ кота Савелия о московской жизни, написанный прекрасным языком, не мог мне не полюбиться. Кроме того, я бы безумно хотела встретиться и пообщаться с Ольгой Седаковой, которая восхищает меня и как поэт, и как исследователь.
Мне уже доводилось несколько раз общаться с современными писателями. Например, с Исламом Ханипаевым, Асей Володиной и другими. Каждый раз общение с такими творческими людьми вдохновляет меня на что-то новое или просто мотивирует жить дальше, не боясь двигаться вперед к переменам. Встреча с Асей Володиной прошла в самый переломный момент моей жизни – перед всеросом по литературе. Несколько месяцев усердной подготовки, много переживаний и вот – день отъезда на олимпиаду. И именно в день моего отъезда в библиотеке нашего города была встреча с Асей. Я читала у нее «Протагониста» и «Часть картины». Каждая из этих книг была прочитана буквально за вечер, так что встречи с их автором я ждала с нетерпением. Общение с Асей Володиной помогло справиться с одолевающим страхом. Она подписала мне обе книжки, а в «Протагонисте» добавила также: «ad astra! и побед!» Все звезды сплелись в созвездие счастья на небосклоне моей жизни.
Если честно, ваши сверстники много читают? Как думаете, что кроме обязательств по школьной программе может побудить сегодняшнего подростка прочитать книгу?
Мне сложно сказать за всех моих сверстников. Я два года училась в гуманитарном классе лицея, и там читали все. Но я прекрасно понимаю, что так дело обстоит не везде и не всегда. Часто в школах на уроках литературы просто-напросто убивают интерес к чтению. В этом вопросе очень многое зависит от учителя. И мне здесь очень повезло. Последние два года школы были самым удивительным и литературно-насыщенным временем моей жизни благодаря Людмиле Евгеньевне, моей учительнице русского и литературы. Она заворожила весь наш класс на первом же уроке. С ней было только два варианта развития событий: или влюбиться в литературу, или полюбить литературу еще сильнее прежнего. И то, и другое – бесповоротно.
На какую тему конкурса «Класс!» писали работу? Почему выбор пал именно на нее, чем она заинтересовала?
Я сначала написала рассказ, а потом выбрала тему, которая бы его описывала. Тема Ольги Лишиной «Лучше ничего не говори» подошла лучше всех. Фраза, вынесенная в название темы, как будто находится на грани между разговором и молчанием. Так и мой рассказ. Он начинается молчанием, а заканчивается разговором. И в целом мой текст о слове как таковом. О слове, которое для каждого человека значит нечто свое. О слове, за котором стоит бесконечность смысла.
Как долго вы работали над рассказом? Он дался вам за один вечер или потребовал долгих недель совершенствования, раздумий, переделок?
Рассказ я написала за вечер и редактировала еще дня два. Но в рассказе оформлены те мысли, которые посещают меня уже давно и не могут быть выражены в каком-то научном тексте в силу несоответствия жанра. Идея, то есть стержень рассказа, была продумана давно. Оставалось только найти нужные слова и сложить их в правильном порядке.
Работа для конкурса – это ваш первый полноценный рассказ или уже есть что-то написанное? Если есть, расскажите немного о своем творчестве: какие темы вас волнуют, какие жанры нравятся?
Рассказ для конкурса не первый, но один из первых. Я больше человек науки, нежели письма, но именно оно помогает мне упорядочивать хаос жизни. Мне интересна внутренняя мастерская писательства. Она представляется мне чем-то внеземным, и иногда кажется, что ее мне не постичь никогда. Но после 11 класса, когда наступило абсолютно свободное лето, импульсы к художественному письму начали возникать чаще обычного. Это одна из причин, по которой я начала вести дневник. Так что, быть может, жизнь я свяжу не только с наукой.
Вы читали рассказы финалистов предыдущих сезонов? Запомнился ли какой-то
рассказ?
Решила прочитать рассказы прошлых финалистов только после того, как узнала, что сама прошла в финал. Фаворитом стал рассказ «Поэт со звездочкой». Маша написала про Рубцова. Я написала про Мандельштама. Оба поэта нам дороги, но каждой по-разному. Интересно, что всё сложилось так, что в финале снова рассказ-признание в любви к поэту.
На что вы обращаете внимание в произведениях: на сюжет, на описания или
диалоги, композицию, глубинный смысл?
Пожалуй, в первую очередь в книге я смотрю на язык автора. То, как написан текст, определяет, продолжу ли я его читать дальше. Феномен слов меня удивляет. Все авторы пользуются одними и теми же словами, но чувствуют их по-разному. Вкладывают в текст свои индивидуальные мысли и чувства. Бродский говорил, что «поэт – инструмент языка», а Елена Шварц считала абсолютно наоборот, и я склонна согласиться с последней. Хайдеггер считал, что «язык – мир бытия», а бытие все же каждый видит по-разному.
Как считаете, в каком жанре сложнее всего писать? За какую историю вы бы никогда не взялись?
Я бы никогда не взялась за написание детектива. Там нужно мастерски выстраивать сюжетные перипетии, следить за каждой самой мелкой деталью, раскидывать подсказки по пространству всего текста – в общем, очень много концентрации и внимания. Никогда бы не стала писать о том, в чем вообще не разбираюсь или о чем имею только поверхностное представление. Исторический роман – жанр явно не для меня. Здесь на плечи писателя ложится слишком большая ответственность.
Что вдохновляет вас и мотивирует творить?
Почти всё в мире. Новая прочитанная книга или просмотренный фильм. Музыка, которую я слушаю в течение дня, или природа, которую я фотографирую. Но чаще всего источником вдохновения становится общение с людьми. Например, с писателями, я говорила об этом ранее. Но больше прочего меня мотивирует общение с Людмилой Евгеньевной. Я ей искренне восхищаюсь. А после каждой встречи с ней я ухожу с наисильнейшим зарядом мотивации, вдохновения, желания открытия нового и т. д., т. д., т. д.
Самое продуктивное время суток / года для молодого писателя это….?
Не знаю, как для остальных, а для меня это ночь. Но на самом деле писать можно когда угодно и где угодно, главное – чтобы был дедлайн, тогда будет и продуктивность. Я, например, сама себе ставлю дедлайны, так я работаю гораздо больше и лучше.
Каким образом вы развиваете свои писательские навыки?
Читаю стихи. В поэзии я всегда нахожу больше, чем в прозе. Анализируя первое, я всегда замечаю то, что в будущем смогу реализовать в каком-то своем тексте. Еще написание эссе. Эссе всегда представляет собой какой-то челлендж, помогает разрывать личные рамки и выходить из писательской зоны комфорта.
Есть ли у вас наставник, мнению которого вы доверяете? Как он помогает вам в
литературе?
Людмила Евгеньевна! Никаких слов не хватит, чтобы описать ее значение в моей жизни. Всё, что я знаю и умею в литературе, – ее заслуга. Благодаря ей я выступила на научном семинаре по творчеству Башлачева, а все мои победы всегда проходили под ее командованием. Людмила Евгеньевна научила меня не бояться ничего нового и браться за любую научную тему, какой бы сложной та ни казалась на первый взгляд.
Как относитесь к критике, отзывам на свое творчество?
В августе перед 11 классом я была в ОЦ «Сириус» на смене по литературной критике. Это очень важный опыт, ибо смена показала, что есть критика, как она создается и как ее принимать. Так что конструктивную критику своих текстов я приму с удовольствием.
Представьте себя лет через 10-20, вы перечитываете свои тексты… Как думаете,
какое впечатление ваши творения произведут на вас? Дадите почитать своим
друзьям, любимому человеку?
10-20 лет слишком большой срок. Каждый новый год моей жизни не похож на предыдущий и приносит в мою историю то, о чем я бы даже не подумала. Не представляю, что будет со мной через 10-20 лет, но думаю, что старые тексты буду читать новым взглядом и с улыбкой. Уверена, что самым близким людям я бы тоже дала пере/прочитать старые тексты.
Почему участвовали в конкурсе «Класс!»? Думали ли вы, что зайдёте так далеко и окажетесь в финале конкурса, с какими ощущениями собираетесь идти, ехать, лететь на финал?
Про конкурс мне рассказала Людмила Евгеньевна еще в начале учебного года, предложила мне поучаствовать. Тогда я еще сомневалась, а окончательное решение приняла после международного форума читателей детской и юношеской литературы в Выборге, куда мы поехали вместе с Людмилой Евгеньевной. Атмосфера города, выступления писателей (среди которых была Нина Дашевская) – всё это привело к тому, что в питерском метро на пути домой я сказала Людмиле Евгеньевне, что к «Класс!у» обязательно что-нибудь напишу. В ответ увидела улыбку, которая вселила в меня уверенность в правильности решения.
Что для вас значит победа в конкурсе? Зачем она вам?
Победа, если такая случится, будет значить, что в будущем науке нужно будет уживаться с творчеством. Но победа для меня не так важна, как опыт общения с состоявшимися писателями. Билет в финал – уже своего рода победа. Я смогу пообщаться с прекрасными людьми и лучше узнать писательскую кухню изнутри. А такие возможности всегда полезны, особенно филологу.
Предложите тему для рассказа седьмого сезона.
«Сад воспоминаний». Сад – и открытое, и закрытое пространство, тут как посмотреть. А главное – сакральное место, как и воспоминания. Это может быть текст-путешествие по жизни одного человека. Или заглавие станет названием какого-то аутентичного кафе, и смысл повернется в другую сторону. Или это может быть набором ярких зарисовок, объединенных одной идеей или человеком. В такой теме наверняка будет синтез слова и природы как двух первоначал.
Молчать и копить нужные слова или говорить всё, что чувствуешь?
Молчать и копить нужные слова, преобразовывая хаос сначала внутри себя, потом — вокруг(!)