Юноша стоял перед массивной дверью. Непонятное волнение тревожило его душу. Стук в дверь всё еще отдавался звоном в его ушах. «Что у меня может быть общего с этими людьми?» — шептал он себе, словно ища ответ на загадку.
Наконец дверь открылась, и он нос к носу оказался с высоким мужчиной в чёрной одежде, перебирающим чётки в руках. Его облик и непостижимая глубина в глазах не удивили юношу. Он был готов к этой встрече.***
Я был ещё молодым и не очень опытным. Мама оставила меня, и теперь я учился жить один. Тогда в Арктике происходило что-то неладное. С морем было всё совсем плохо. Повсюду плавали разные предметы, пахнущие людьми. Они не давали мне проплыть, и из-за этого мне пришлось остаться на маленьком острове. Рыбы вокруг не было. Она уплыла из-за мусора. А та, которая не смогла, плавала на поверхности, вся пропахнувшая чем-то ужасным.***
Спустя несколько лет я смог привыкнуть к жизни на воле. Люди отпустили меня, и я знаю почему. Это та девочка их попросила. Я встречал её здесь. Она проезжала мимо меня верхом на оленях, но только теперь она смотрела на меня радостно, а я с большой искренней благодарностью.О, весна, без конца и без краю… (А.Блок)
Часть 1: Жизнь.
Лето, жаркое и знойное, окутывает всех и каждого своим тяжелым теплым маревом. Наполняются соком и свежестью съедобные плоды, обретают особую таинственность туманные от росы утренние луга. Частички живого словно пропитаны жаром. В людях это можно заметить по темнеющей коже и коричным пятнам веснушек.Часть 2: Студент.
…на мир вокруг, как и наш герой – широким шагом шедший по мостовой, оглядывающий каждый листик вокруг студент первого курса консерватории Андреев Александр. Сегодня был его первый день в новом учебном заведении. По этой причине всё было волшебно. Сады, здания с огромными белыми колоннами – всё так и дышало торжественностью.Часть 3: Смерть.
На следующее утро всё кругом гудело: «Смерти больше нет».Часть 4: Весна.
Александр неплохо пережил это время: закончил консерваторию, став профессиональным скрипачом, отработал 70 лет, скопил какие-то деньги и поспешил погрузиться в книги. Мир вокруг его давно уже не радовал, друзья приелись, даже от еды ему становилось тошно. Не было уже той тонко чувствующей личности – не было ни осени, ни зимы, ни счастья, ни любви – всё погасло.С первого взгляда...
Он осознал, что глухая вселенная начала слышать звуки благодаря ей, Любови Аркадьевне. Это было откровением для его тогда ещё молодого ума, гуляющего от подработки к подработке, от апартамента к апартаменту, в конце концов пришедшего к коммунальной жизни и народному клейму бездельника. Но женщина с прозрачными глазами предстала перед ним немногим раньше — отполированная временем, величественная герцогиня в шали, которую, как он понял впоследствии, Любовь Аркадьевна никогда не снимала.
Много слухов плавало вокруг Муратовой; в частности, нехороших. И пренебрежение мужем, сыном, и несамостоятельность, прячущая себя за царственностью натуры, и скрытность, масочность. Но много ли те люди знали? Думается, много, раз оставили отпечатки мемуаров на её биографии.
Но он знал Любовь Аркадьевну, понимал мерцающую перед ним полуоткрытость. Зверем ходящую, зашуганную и принюхивающуюся доверчивость. И потому выкинул книгу, присланную заботливо ему в добровольное изгнание другом; о ней. Не задумываясь — память порочить желания никакого. Казалось, ещё с момента сотворения мира на Любовь Аркадьевну лился поток обвинений из низовий Гоморры. Хорошо, что не дотекал.
Они встретились почти что случайно, лишь благодаря одному драгоценному другу, с которым его связало, помимо всего прочего, нисколько не обидное клеймо: их всех называли её сиротами. Он был совершенно согласен с таким определением дружеского кружка: подобно бродягам, они приходили к ней не за советом, но в поисках укрытия, в поисках собственного голоса, в поисках самих себя.
Приходили к ней, и время замирало, подобно шахматному полю от механического щелчка к щелчку.
В пору изгнания разум Осипа Ордынского всё больше склонялся к поиску воспоминаний о ней. На поверхность сознания иногда всплывали калейдоскопом цифры, даты их встреч, расплёскивавшись в причудливые формы ассоциаций.
— Знаете, Ордынский, — сказала Любовь Аркадьевна одним снежным, морозным вечером, когда он пришёл к ней с мотком потускневших бумаг, исписанных круглым почерком. — Не переставайте. Поэзия — это Ваше. Кто бы что ни говорил, работать по профессии поэта Вы заслуживаете.
— Боюсь, как бы время со мной ничего дурного не сделало, — отшутился Ордынский, смутившись открытым одобрением. Перед взором неприязненно проплыли воспоминания о публичной презумпции его разгильдяйства.
— Вы поддайтесь, — просто ответила Любовь Аркадьевна. — Не окружению. Времени. По вашему стихотворению вижу, что у Вас это неплохо получается. Память жанра сохраняете, сохраните и свою память так, чтобы не отмахиваться, а подпитываться.
Клеймо бывает разное, и Ордынский был благодарен ей за своё первое — по-хорошему для него, по-настоящему сиротское, противоречивое в корне: чей-то беспризорник и дебошир. Шуточное, безоговорочно счастливое, оно было проткнуто безжалостной иглой неравнодушных, деятельных граждан, ищейками снующих по просторам печатных изданий в поисках пищи. Ордынский не был безусловным, "голым" сиротой; но после их вторжения стал.
Любовь Аркадьевна заметила, как Осип нахмурился и отвёл взгляд в сторону: не огранены были в нём воспоминания. Она, лукаво улыбнувшись и будто бы надев маску недовольной помещицы, заговорила:
— Вы только представьте: приехала по приглашению ко мне одна молодая девушка, сочинительница. Прочла я её стихотворения. Признаюсь: чувства ритма никакого у девочки! Но явственнее всего я увидела её злость на всё вокруг, проглядывающую на меня через юношеские строки. Так и сказала ей. Знаете, что она мне ответила?
— И что же? — скрывая усмешку, но всё же хохотнув, спросил Ордынский. Он знал не только то, что она сказала Любови Аркадьевне, но и кто, собственно, эта "она".
— Что я дура. Вы только вообразите, какая невиданная наглость: показывать свои стихотворения, просить оценки, а потом отвечать такое, — сурово и даже слегка обидчиво заметила Муратова.
— Скорее всего, она просто хотела, чтобы Вы её выделили, одобрили, — конечно, Ордынский не предполагал: знал наверняка.
— Я это к чему, — будто не заметив его слов, вспыхнула Любовь Аркадьевна и последовала за своей мыслью, — у Вас совсем другое. Или я ничего не понимаю, или Вы — действительно талант. Не позволяйте мне при мысли о Вас вспоминать безусловно гениальные, но всё-таки отчаянные строки: "Погиб поэт, невольник чести"...
Конечно, после таких слов Ордынский нахохлился сыто, довольно, и пока Любовь Аркадьевна не ушла отдыхать, старался уж совсем откровенно не выпячивать своё благоговение перед поэтессой. Наставником. Вдохновительницей. Какое-то непонятное, неизведанное ребячество выползало из души, внутри бегал маленький почтальон и кричал во все дворы, и спящие, и угрюмые, и совсем лесные: "Смотрите! Слушайте! Внимайте! Срочная новость!" Птицей-весточкой перелетал этот почтальончик от края к краю, озаряя запустелые полуразрушенные дома своей шкатулкой.
В шкатулке — жизнь. Желание вырвать, изворотливо выкрасть себе право на поэтическое существование.
Любовь Аркадьевна сняла свою шаль морозной зимой. Хоронили совсем не поэтично: шум, диссонанс из-за физической давки и морального скулежа в пустоте. Ордынский привычно закрывал лицо рукой, когда натыкался (буквально — как мягкое игольчатое брюшко) на репортёров. Шум сливался в молчание, утекал в резолюцию Смерти. После этого на месте Ордынского держали единственно что родители да неловкое число друзей. Аэропортное подполье встретило его, как давнего приятеля. И вот — выбирается Ордынский в мир большой, пёстрый, коралловый. Подводный мир американской поэзии, кинематографа и...
Обездвиженных фотокарточек, этаких маркеров-воспоминаний о существовании жизни.
"Я не люблю людей..."
Потому что Вы, Любовь Аркадьевна, не человек. Вы — реквием по душе. Вздох ушедшей эпохи. Вы — суррогат искусства.
Так Ордынский постепенно заново обретает дыхание. Наскоро выученный английский отчётливо рычащим акцентом выдаёт в нём только-только оперённого птенца; через несколько десятков лет уже иначе: давно забытые края будут ощущаться, как Итака. И связь, оставшаяся тросточка между пространством океана (портрет, томик её стихотворений и клочки воспоминаний, шероховатые, но тем и прекрасные - осязаемые), которая последовательно ведёт его к триумфу.
Нобелевская премия встречает ярко далеко не любого: Ордынский, ощущая на себе клеймо предателя и чувствуя шлейф грядущей травли, перестаёт бояться — этого никогда не делала Она. Надевает нелепую шапочку, которую выдают разве что выпускникам американских школ (хоть на старости лет почувствует давно оставленный непреодолённым рубеж), и произносит свою речь плавно и монотонно, вымучивая каждое слово на языке. Вспоминаются годы безвременья, похождения за водкой к соседу-писателю, тот самый зимний вечер и шаль Любови Аркадьевны, одним только видом укутывающую в желанный комок покоя. От стен звоном отлетают его слова, и, вбирая в себя вместе с воздухом все немыслимые расстояния, он выдыхает далеко не в зал: слово ласточкой, радостным почтальоном несётся сквозь время:
— Спасибо.
И теперь, перебирая в руках фотокарточки, Ордынский чувствует, как, вынимая из своего взгляда одну за другой, он отпускает их в дальнее одиссейское плавание: после его смерти, полные пространством и временем, они найдут приют у друзей и, может, дальних родственников. Совсем слабое здоровье даёт знать о себе непримиримо чаще: Ордынский где-то позади уже слышит шорох шали, ощущает тепло шерсти.
Эта история — не о привязанности, не о порывах, не об обрубленных крыльях и падении; она — о пиетете к искусству. Ордынский, переходя за земной порог, чувствовал: он готов преодолеть хоть весь Стикс в поисках женщины с прозрачными глазами, ведь знал, что он с Ней
...до последнего вздоха.
С.Д. 1996
Шанс!
Он не получка, не аванс,
Он выпадает только раз,
Фортуна в дверь стучит, а вас
Дома нет.
Группа "Гротеск", "Шанс"
“души прекрасные порывы
или топи их глубже в чае.
души прекрасные порывы,
шедевров общество лишая”
Пару мгновений у меня занимает осмысление, но, похоже, оно отражается на моём лице, потому что Ира довольно следит за моей реакцией.• • •
– Пасуй, пасуй... Ну же! – звонкий мальчишечий голос обращался ко мне. Вдруг я почувствовал резкий толчок и упал. Мяч перешел в руки врага.• • •
Вздрогнув, я проснулся от ощущения падения во сне. Первая мысль: не проехал ли я свою станцию? За окном мелькали зеленеющие луга. Я поднял глаза на табло: «Борозино, следующая Клиновка» – как вовремя.Кир Тимофей. Дочка фермера
***
И вот мне снова восемь. Деревянный домик. Окутанное кружевной шалью облаков голубое небо. Скамейка под окном, на которой беспечная Муся нежится под летним солнышком. Я сижу рядом и наблюдаю. Неожиданно появляется бабушка.***
Время пролетело незаметно. Рюкзаки уже повисли за спинами школьников. Воздух осенний, свежий. Я, вздохнув поглубже, перелезаю через невысокий забор и спешу домой. Мама обещала испечь к обеду ватрушки. Сентябрь разливает по асфальту солнечный свет. А под ногами всё шуршит и шуршит… Я останавливаюсь. Шуршит. Что-то всё ещё шуршит! Или кто-то! С любопытством и осторожностью я оглядываюсь по сторонам. И вдруг из желтеющего лиственного моря показывается кто-то рыжий и тут же ныряет обратно.***
Катя уже ждала меня, сидя на пеньке.2017 год. Осень. 27 октября. Село Хамышки
Сделав резкий вдох, я открыла глаза. Вокруг меня были деревянные домики.А где малахольная? — Антонина непонимающе посмотрела на пустую разобранную кровать с заляпанной клеёнкой. — Перевели?
Преставилась нынче Лизонька, — санитарка опустила глаза и шмыгнула носом. — Причастилась и померла.
Ли-зонь-ка, — по слогам растянула Антонина.Женщина ловко окунула тряпку в ведро, отжала и принялась выгребать мусор у порога:
Сама слышала, как Иван Палыч говорил кому-то по телефону, мол, у Злобовой нет больше опухоли. Совсем нет. Выходит, домой.
Лизонька, — повторила Антонина, и ей снова захотелось помолиться прямо здесь, у порожка. И попросить впервые не за себя...***
— Сегодня новый поступил, Евгений Николаевич.* * *
Прошло около 10 дней, которые ничем друг от друга не отличались. Пёс уже не рычал, не рвался, не пытался укусить людей, приносящих ему еду. Он лежал в углу и, казалось, спал, но его чуткий слух улавливал малейшие шорохи. Вокруг него кипела жизнь, но совсем не та, которую он знал. Порой, открывалась дверь в конце коридора, и заходили чужие люди. Они были другие: от них не пахло псиной, они не кричали. Они медленно проходили мимо клеток, заглядывая в каждую из них, как будто кого-то искали, а потом, останавливаясь перед какой-то собакой. Заканчивалось это тем, что либо пса находили старые или забирали новые хозяева (что случалось крайне редко), либо он оставался в клетке, грустно глядя в след уходящим фигурам.* * *
Пёс лежал на полу и тихо скулил. Он не знал, что с ним, но у него болело где-то в груди, щемило, не давало дышать. Хотелось на волю, но это было невозможно. Нужно было смириться и принять свою участь.* * *
Бармалей лежал на персональной подстилке у крылечка небольшого дома. Прищурившись, он сонно смотрел на калитку. Скоро придет его друг, и они вместе отправятся на прогулку. Так происходит каждый день с тех пор, как Бармалея привели жить сюда, к дедушке Толика. Теперь и у пожилого мужчины дома появился друг и надежный сторож. А Толик уже совсем взрослый, он пошёл в первый класс и после школы заходит в гости, чтобы проведать дедушку и выгулять Бармалея.***
Андрей медленно брел по мокрому асфальту. Соревнования всероссийского уровня наверняка смотрели все его одноклассники. Кто-то обязательно поддержит, но другие просто посмеются. С родителями Андрей встретится только после школы.***
Андрей вскочил с кровати, задыхаясь от страха. Это был сон. Просто сон… Спрятав лицо в ладонях, парень вспомнил, как, стоя перед зеркалом, решил испортить шест Дениса. Ни за что на свете. Никогда.***
Живу на берегу озера столько, сколько себя помню. Здесь всегда тихо и спокойно. Было. А потом появились вы.***
Живу на берегу озера столько, сколько себя помню. Здесь всегда тихо и спокойно. Было. Пока мы с вами не познакомились.***
Живу на берегу озера столько, сколько себя помню. Пока вы сюда не приходите, здесь всегда тихо и спокойно. А приходите вы, по крайней мере раньше приходили, постоянно, каждый день так-то.***
Живу на берегу озера столько, сколько себя помню. Знаю я вас, кажется, тоже столько же, сколько себя помню. А еще я прекрасно знаю, что никогда здесь не будет тихо и спокойно, если рядом вы. Даже сейчас, когда – по крайней мере, если посмотреть на ваши лица, так кажется – происходит что-то очень важное, от вас шума больше, чем от пролетающего недавно надо мной совершенно-не-пушистого-комочка, после которого в небе осталась тонкая полоска белых облаков.***
Живу на берегу озера столько, сколько себя помню. Пока вас здесь нет, здесь всегда тихо и спокойно. А нет вас здесь с каждым днем все чаще. Вы приходите всё реже и реже. Но я не обижаюсь! Я прекрасно понимаю, что вы уже не те маленькие росточки и у вас есть свои дела. Ничего страшного в том, что вы не заходите ко мне неделями. Я из-за этого радуюсь вашим приходам все больше. Вот как сегодня!***
Живу на берегу озера столько, сколько себя помню. Погибну я тоже тут. Крайне сомневаюсь, что здесь хоть когда-то было так же тихо и спокойно, как сейчас – хотя, конечно, вас же сейчас тут нет. На самом деле точно уверена, что если мы с вами еще увидимся, то это будет уже не здесь. Почему? Я просто чувствую это и все. Еще я чувствую, что часть меня – та самая моя веточка, которую вы срезали в последнюю нашу встречу – где-то рядом с вами. Я правда рада, что хотя бы часть меня будет всегда где-то рядом. А я сама…
Заходишь в солёное море по грудь,
И чувствуешь, сколько царапин на теле.
А если бы душу в него окунуть?
Мы бы погибли от боли, на самом-то деле…
А. Д. Крашенинников
***
Теперь, стоя на невысоком, но всегда казавшимся тебе горой, холме, я смотрю в небо. Смотрю и пытаюсь сосчитать звезды — и у меня не получается, ведь я не считаю их на самом деле — я ищу одну конкретную звезду. Мне не нужны все. Луна косым полумесяцем светила в небе; мне казалось, что она мне сочувствует. Сочувствует не так, как все остальные. Она делает это искренне, не только для того, чтобы соблюсти нормы приличия. В кронах окружающих деревьев свистит ветер. Мне казалось, листья шепчутся; по-моему, я слышал, как они зовут меня. Мне казалось, словно это звала меня моя сестра, словно она пыталась что-то донести до меня через лиственный шёпот. А потом все затихало, словно ветра и не было. «Если бы я не смеялся раньше, пошла бы ты в библиотеку тем вечером? Если бы я не забыл убрать свечу, то ты бы не зажгла её. Если бы она не упала, то тот огонь не всколыхнулся и не забрал бы тебя... Если бы только я тогда успел, я бы смог вытащить, я бы сейчас не...» — мою мысль прервал мой же хриплый вдох.***
С того самого дня прошло много лет. Утекло много воды, но звезды все также светят. Если бы не ты, я не знаю, как сложилась бы моя жизнь. Было бы лучше? Или все сложилось бы так, как должно быть? Была ли случайность рассчитана судьбой или для неё это тоже было внепланово? Я не знаю. Но я точно знаю, что запретил задавать себе вопросы и размышлять: «если бы не…», потому что иначе я бы не смог думать ни о чем другом. И все равно я думал об этом слишком непозволительно много для того, кто запретил себе. И, знаешь, я все равно не смог ни к чему прийти. Ни одна моя мысль так и не смогла внести ясность в такой, казалось бы, простой вопрос: «если бы та звезда, которой ты была, не перегорела, где и кем бы мы были сейчас?». Сколько бы ни отгонял эту мысль, она настигает меня — и даже сейчас, вновь стоя на том самом холме, под словно тем же самым звёздным небом с горько улыбающейся луной, я не могу ответить. Наверное, не смогу сделать этого никогда. Я вздыхаю и поднимаю глаза в небо — снова, как тогда. И я уверен, что я вижу тебя рядом с собой; в полутуманной, расплывчатой дымке, со светлыми косами. Мне даже чудится твой смех и улыбка, но я не поворачиваю головы. Твой образ рассыпается, по пути подхватывая несколько одиноко опавших листков. Теперь я не чувствую той раздирающей душу боли, которую чувствовал в тот день. С твоим исчезновением моя душа сгорела — теперь от неё остался лишь тлеющий остаток, который и душой-то назвать сложно. Вместо обжигающей соли на языке я ощущаю только горечь. Холодную, не жгущую — остужающую.Сиял город огнями. Он был как ёж, свернувшийся под холмом и ощетинившийся. Лучи света были как его колючки. И он пыхтел автомобильными пробками и фабричными трубами, шипели люди и телефоны.
Ежи пыхтят и выставляют иглы, когда пугаются. Эммет Эрлин, который стоял на холме и смотрел с него, понял, что город чрезвычайно испуган. Между тем, над Эмметом Эрлином зажигались звёзды, а дорога вела вкруг холма в город. Днём Эммет Эрлин запустил воздушного змея — он был первооткрыватель этих земель, и нужно было поднять флаг. Змей нёсся в невозможно голубом небе… Эммет Эрлин шёл по дороге, а над ним шёл змей над дорогой, и так они шли вдвоём, пока не увидели холм. Им в головы тотчас же пришла одна и та же мысль: «Это же отличный холм для того, чтобы запускать с него змея! И он никогда не запутается в ветках деревьев». Из-за холма не было видно город, а когда они поднялись на холм, Эммет Эрлин был слишком увлечён запуском змея. Так что только с наступлением темноты город был им замечен. Эммету Эрлину стало немного жутко, он заразился страхом от города и смотал змея. Он смотрел на город, а над ним зажигались звёзды.
Эммет Эрлин был волшебник. Он носил синюю панаму и джинсовый жилет и путешествовал по миру, исследуя неизвестные дороги. Он любил зеленоглазую фею Эсмеральду, но она осталась где-то далеко, потому что земля вертелась очень быстро, и если замереть и не двигаться, то можно было очнуться совсем не в том месте, где остался без движения. Фея была такая лёгкая, что земной шар не замечал её веса и вертелся вместе с ней, а он был всё-таки волшебник, и его шар замечал, и поэтому ему постоянно приходилось странствовать, чтобы не потеряться. Эммет подумал, что где-то здесь должны быть остатки заката, но их не было. Через минуту оказалось, что их загородил город. Грустно было, как будто где-то играла музыка и горели окна. Эммет Эрлин понял, что пора ложиться спать, и расстелил спальный мешок и свою осеннюю куртку. Засыпая, он чувствовал, как вертится земной шар и несёт его в сторону города. Южный ветер прилетел и подул теплом, прощаясь с городом и холмом, потому что лето должно было скоро кончиться, и ветру оставались последние дни, когда можно быть тёплым.
Светился рассвет, шар вертелся, и земля уходила из-под ног волшебника так, что он направлялся прямо в город. Шуршала под ногами сухая трава. Город не светился, шар замедлял своё вращение, и Эммет узнал, что вряд ли скоро уйдёт отсюда. Кто-то разговаривал по телефону и записывал голосовое. На остановке курились электронные сигареты с запахом плохих духов, над остановкой была берёза, и на ней сидело стадо голубей. Много машин ехали, издавая звук пшрршш и запах. Это всё было очень красиво, Эммет Эрлин невольно остановился и залюбовался картиной. День был серовато-зелёный. Эммет Эрлин был первооткрывателем этого города, и он уже начинал любить свою новую землю. Нежные акварельные люди ходили между домов. Было раннее утро, и поэтому их было не очень много.
Нужно было сделать некоторые вещи в связи с открытием. Сначала нужно было поднять флаг, то есть запустить змея, и Эммет Эрлин занялся этим, но возникла проблема: змей запутался в проводах и в балконе на расстоянии пяти метров от земли. Нужно было подняться повыше, но Эммет чувствовал, что здесь неприлично летать. И ещё лучше поднимать флаг всё-таки на открытой земле, а не над ней. И поэтому у Эммета Эрлина не получилось поднять флаг.
Кроме того, нужно было делать наблюдения за жизнью этого города. Нужно было описать местные растения, из чего здесь делают крыши и что здесь делают люди. Всё это нельзя было делать на улице, и волшебник поселился в комнате в многоэтажном ярко раскрашенном доме. Деревья желтели, холодели поручни, начинали идти дожди, Эммет Эрлин делал свои наблюдения. В городе было не принято спать, нужно было держать свет включенным и быть на связи, горели окна и экраны. Эммет притворялся дворником, подметал серебряный асфальт и думал свои бесконечные мысли. Грустные это были мысли.
«Если я её отыщу, то я ей скажу так. Она спросит, почему я странствую, почему у меня никого нет. Она пожалеет меня. А я скажу ей: знаешь, нам надо об этом наконец поговорить. Мне кажется, ты не будешь на меня обижаться. И тебе не будет больно, я знаю, уже прошло время. В общем, ты это и так знаешь, но я так и не переставал никогда тебя любить. Я всё ещё тебя люблю. Я не хочу жить ни с кем, кроме тебя» - он думал о том, как не станет её ни о чём просить, как просто скажет ей, чтобы уже не врать, как он её любит, и дальше пусть она поступает как хочет.
«А она скажет: я догадалась, - а я скажу, что всё-таки нужно было это сказать, чтобы между нами всё было сказано, - нет, она скажет: я давно это знаю, - и дальше всё решится. Пусть делает что хочет. Мне кажется, она скажет оставить всё как есть. Но есть же маленький, самый маленький шанс, что нет. Вдруг она опять полюбит меня. Ведь она такая переменчивая, каждое её навсегда — это здесь и сейчас..»
Мысли шли сами по себе в голове Эммета и немного шуршали. Листья и метла хотели шуршать, но у них не получалось, потому что этого никому не было слышно. Ничего не было слышно, потому что машины говорили своё пшрршш. Они не были в этом виноваты, они не были плохо воспитаны, но у них не было выбора: они были хронически больны такой болезнью, при которой больной обречён на постоянное произведение шума. Это установил Эммет Эрлин и занёс в свою исследовательскую тетрадь. Эта болезнь распространяется так: заразившийся производит шум, ничего вокруг становится не слышно, и все окружающие тоже оказываются вынуждены производить шум. Они заражают своих окружающих, те заражают своих, и получается эпидемия. Была уже середина осени. Волшебник так и не заразился и никак не мог запустить своего змея. Шуршала метла, ему в голову приходила картинка: он и зеленоглазая фея стоят на крыше спина к спине, у обоих развеваются волосы и они по очереди управляют змеем. Если бы взлететь на крышу, змея стало бы видно, но здесь неприлично было летать. «Когда мы встретимся, я покажу тебе змея и просто предложу тебе запустить его с крыши, как раньше. Я знаю, на это ты согласишься. Ты очень любишь ветер. Мы пойдём на крышу и запустим нашего змея, и все увидят нас и поймут, что мы есть, раз мы запускаем змея, и что мы первооткрыватели этой земли, раз мы первые подняли флаг. И что-то изменится, я не знаю что, но из-за того, что мы запустим змея, мы опять будем вместе. Мы опять будем любить друг друга, как тогда и даже лучше. Я буду колдовать тебе всякую чушь, а ты будешь рассказывать мне про своих бесчисленных любимых. И мы будем шататься по задворкам этого мира, держась за руки, выстроим несколько волшебных замков и башен, и все узнают, что чудеса случаются».
Вот что он ещё думал, кроме любви: что же не так с этим городом, почему он похож на ежа и зачем им столько фонарей, если у них всё равно ужасно много многоэтажных домов, в которых почти все окна светятся по ночам. Он подумал, что, может быть, это тоже болезнь вроде шумной. Но от фонарей ему становилось очень страшно по вечерам, а однажды он вошёл в тёмный переулок, и вдруг всё в нём начало трястись от ужаса. В этом переулке всё равно не было видно звёзд. Эммет перестал выключать свет в комнате, ванной и туалете, потому что ему страшно стало оставаться одному в темноте, и он стал ходить в наушниках.
Становилось всё темнее и темнее. Эммет перестал притворяться дворником, потому что ему не нравилось разгребать слякоть, и стал притворяться офисным работником. По утрам он ездил в автобусе на работу и очень увлёкся ею, потому что там не было ни единого пикселя темноты, работа Эммета притворялась, что темнота не существует. Он даже стал сомневаться в том, что он волшебник, а не офисный работник, и перестал делать наблюдения и стал ничего не замечать, когда ехал в автобусе. Было шумно и тесно, в окно было видно только серое небо между чужих голов. Волшебника толкнули и развернули, кто-то открыл окно, и на него подул сквозняк. Теперь он ехал спиной вперёд. Сзади автобуса была яма, то есть нижняя задняя площадка. На ней стояли люди и смотрели прямо на волшебника, как будто он был виноват в том, что они едут в этом автобусе, что темнеет и что они не высыпаются. Одна девушка стояла с закрытыми глазами и ни за что не держалась. Волшебник смотрел на неё и думал, как ужасно засыпать стоя и ни за что не держась. Он стал протискиваться ближе к ней, чтобы придержать её, люди начали ругаться, он подошёл к ней почти вплотную и приобнял, чтобы ей было легче держаться на ногах. Вдруг она открыла глаза и посмотрела на Эммета, и он узнал её зелёные глаза. Она всё ещё была фея, конечно. Он стал что-то говорить из своих шуршащих мыслей, но ничего не было слышно из-за гула автобуса. Они смотрели друг другу глаза в глаза. Она тоже что-то сказала, и не было слышно, что именно. Эммет что-то сделал, и автобус начал замедляться, и гул начал стихать. Он всё ещё придерживал её за плечи и не знал, что сказать, хотя уже всё было бы слышно. Кусочек его шуршащих мыслей был правдой: Эсмеральда и правда обо всём давно догадалась, и зачем было говорить ей глупости, которые она уже слышала. Эммет аккуратно положил её на пол, подстелив ей свою куртку. Все пассажиры засыпали вслед за ней. Эммет вышел из замершего автобуса, и весь город был как замок Спящей красавицы. Он был милосерднее крёстной феи и волшебством перенёс всех по своим кроватям, хотя это было очень сложно и трудно.
«Пусть спит, солнце моё» - думал Эммет, - «Я люблю тебя очень сильно, солнце моё, пусть спит» - и пока он так думал, он шёл насквозь через город, и когда прошёл его весь, оказалось, что прямо за ним всё это время было море, в которое каждый вечер заходило солнце. Эммет сидел на берегу моря, смотрел на закат и слушал, как плещутся волны, и ему казалось, что они поют заходящему солнцу колыбельную. Снова начинал вращаться земной шар. Эсмеральде снилось, как они с Эмметом запускают воздушного змея.
***
Теплым майским днем ветер подхватил оторвавшееся семечко ивы и понес вдоль деревни. Семечко не погибло. Приземлившись на берегу реки, проросло и стало бороться за жизнь. Вот так я родилась. Первые несколько лет были очень непростыми. Я гнулась от сильных ветров и снегов. Несколько раз меня чуть не съели козы, но маленькая девочка Катя, которая их пасла, всегда их прогоняла. Когда я подросла и окрепла, мне были не страшны катины козы, я позволяла им полакомиться своею листвой. Ребятишки купались в реке, и мальчишки догадались привязать ко мне веревку с палкой и прыгать с нее в воду. Дети так весело хохотали, что мне тоже было радостно. Катины родители поставили около меня скамейку, и прохожие часто останавливались в моей тени. А по вечерам приходили парочки. Одни почти до утра щебетали, как птички, другие молча сидели, обнявшись, и любовались звездами, плывущими по ночной реке.***
Через некоторое время приехала семья москвичей и купила дом. Потом еще и еще стали приезжать горожане, покупать дома под дачи, строить красивые коттеджи. Оказалось, фильм, снятый Машей, увидели сотни людей, и деревня начала оживать. Под старой ивой снова звенят детские голоса. Жизнь продолжается!Счастье никогда не уменьшается от того, что им делятся.
Будда
Остаются считанные секунды до моего появления… Огромный солнечный мир ждёт меня, мир полный счастья!***
Потянулись долгие дни ожидания. В дома все чаще стали приходить похоронки. Деревня наполнилась слезами. Смерть не обошла стороной и дом бабушки Андрея. Ее сыновья погибли при бомбежке эшелона, даже не доехав до фронта. Когда-то веселая и жизнерадостная женщина превратилась в сгорбленную, убитую горем старуху. Андрей стал ее главным смыслом жизни.***
Прошло 4 года. Наступил май. Победа! Это желанное слово неслось во все концы деревни. Босоногие мальчишки, как скворцы, делились радостью с каждым прохожим. Я стала ждать весточки от Андрея, надеясь, что произошла ошибка и он скоро приедет ко мне.Верю в тебя, в дорогую подругу мою,
Эта вера от пули меня тёмной ночью хранила…
Радостно мне, я спокоен в смертельном бою,
Знаю встретишь с любовью меня, что б со мной ни случилось.
М.Бернес, В Агатов «Темная ночь»
Ваш А.П.»
** *
Дорожная сумка невыносимо терла плечо, каждый шаг все болезненнее отдавался в пояснице. «Приезжай, мой друг, – Победову пришло письмо. – Война не победила нас». Молодой человек, испытавший ужасы страшного времени, шел по пыльной дороге своей малой родины: как прежде во дворах играли дети, женщины вывешивали белье на сушку, мимо проезжали машины, и слышалось радио, вещающее о победе. Ноги сами несли его к дому адресанта письма. Страх от предстоящей встречи пульсировал в крови – это было приятное возбуждение, волной разливающееся от макушки до стоп. Покосившийся некрашеный забор внезапно сменился высоким, обновленным… За ним показался дом: цветущий сад возрождался – еще не пахло сиренью, но распускались цветы, лепестками напоминая палитру художника.«У тебя много пигмента в краске, поэтому цвет не сразу видно. Разбавь водой и попробуй на бумаге».
Это место обито солнцем, ночь сюда не заглянет. Даже тени раскрашены сине-фиолетовой акварелью, не чернотой. Фиолетовый хорошо смотрится с золотом солнечного тепла. Я знаю это место. Не думала, что однажды увижу его вживую – но чем выдуманные образы отличаются от снов? Улыбаюсь. Это родник моих фантазий.«Используй всю акварель. Разыгрывай цвета!»
Это место я создала семь лет назад. Годы пролетели так быстро. Что до моего будущего? Оно настанет через втрое меньший срок.«Я хочу видеть тебя настоящую. Не образ».
В городе мёртвая тишина. Звучат только мои шаги и голоса прошлого. Ручкой исчёркан весь холст.«Поговори с нами. Не молчи».
Бездна затягивает город. Землю выбивает из-под ног, я проваливаюсь в темноту. Мрак заливает глаза, забивается в нос, я начинаю кашлять, пытаюсь вдохнуть, но не могу. В темноте ищу хоть что-то, но не чувствую ничего. Пустота. Только тьма, наполняющая лёгкие. Я задыхаюсь.***
Я возвращалась домой с заключительного приема у врача. После просмотра моих МРТ снимков заявили, что все физические показатели пришли в норму. Про лечение моего «недуга» ничего определенного не сказали. Грубо говоря, просто нужно научиться с ним жить. Надо же, как все просто…***
С утра всё тоже не вернулось к прежнему укладу. Мысль играла в голове как-то слабо, и он совсем не понимал, что ему делать. По инерции собрался и вышел на работу. В голове ворочались какие-то новые инородные концепции, тенденции, идеи. Он не знал, что с ними делать. Непривычно для себя прислушивался к разговорам в автобусе, и почему-то ему больше не казалось, что он кардинально отличается от каждого здешнего пассажира. Мысль ещё пыталась докричаться, стучала ему по затылку словами «Ты лучше, у вас ничего общего»! Но он уже почти не слушал.***
До самого вечера он пялился в экран монитора, а мысли его были далеко не о работе. И он действительно ждал её на парковке после конца рабочего дня. Внутри что-то металось, больно жгло душу и сердце. Он чувствовал, что кого-то предал. Кажется, Мысль. Но, когда пришла Ева и первым делом позвала его по имени, он разуверился в том, что этот набор букв действительно принадлежал ему, разуверился также в своём собственном превосходстве над остальными. И, наконец, он больше не был уверен в Мысли.***
Снова деревянный лакированный письменный стол. Снова включённая лампа, выдвинутый ящик стола. Толстый дневник, перо и чернильница. Он увидел перед собой чистый лист и внезапно замер. В эту самую секунду он понял, что ему теперь совершенно нечего написать. Никаких привычных Мыслей не было. Он внезапно и всего на мгновение почувствовал, что всё рухнуло. Все его идеи, чаяния и убеждения были уничтожены одним вечером. Растоптаны, потому что никогда не были по-настоящему его. И рудиментом на самом деле был не он сам, а Мысль в его голове. Внутри стало совершенно пусто, никто не хотел овладеть его телом и выплеснуть на бумагу несколько сотен строк желчного безумия. Но теперь он сможет нормально спать и, кажется, «превратиться в человека», как сказала Ева. Он осторожно полистал страницы, перечитывая записи. Неужели действительно он так думал? Неужели это тоже написано им?«У меня, оказывается, очень много общего с этими людьми».
Чем старше вещь, тем интереснее её жизнь…
Вдали от шумных трасс и городской суеты на окраине одного села раскинулся заброшенный парк, бывший когда-то частью дворянской усадьбы, и там на берегу тинистого пруда росла большая старая ива. Широкий морщинистый ствол её был покрыт мхом и лишайником, а длинные косматые ветви, как чьи-то усталые руки, жалобно свисали к воде. Было в ней что-то одновременно и завораживающее, и пугающее, и таинственное. Когда ранним утром пруд окутывал густой туман и всё вокруг теряло свои привычные черты, казалось, что кто-то, полный горя, стоит у воды с поникшей головой и тихо плачет. Поговаривали даже, что в шелесте листьев ивы иногда можно было расслышать человеческий шепот. Выдумывая разные небылицы, одна страшнее другой, местные жители побаивались ходить к старому пруду.Свет в конце коридора стремительно приближался. Через секунду в этом свете появились очертания прямоугольника и зелёное пятно слева от него. Ещё мгновение, и картинка сфокусировалась. Прямоугольник оказался экраном монитора, а зелёное пятно - каким-то комнатным растением. Это был самый обыкновенный офис: аккуратные ряды одинаковых столов с неаккуратно расставленными личными вещами. Панорамное окно выходило на соседнее серое здание и такой же серый перекрёсток внизу. Лишь светофоры ярко светились красками. Колонки издали короткий сигнал. Краснов даже не посмотрел на всплывшее уведомление.