5 сезон
Полезно знать, какими смелыми умеют быть другие
Объявлены 50 финалистов 5 сезона Всероссийского литературного конкурса «Класс!»
На Книжном фестивале «Красная площадь» назвали имена 50 финалистов пятого сезона Всероссийского литературного конкурса «Класс!».

В этом году объявление финалистов прошло в необычном формате: Театр «РэПэТэ» представил мини-постановку по мотивам рассказов конкурсантов прошлых лет. Театр выбрал рассказы на школьную тематику, актуальную в этом году, объявленном Годом педагога и наставника. На сцене представили постановки по историям финалистов четвертого сезона «Трутитесь, господа» Андрея Ватутина из Красноярского края и «Страсти в 6-м «Б»» Виктории Крыловой из Тюменской области.

В пятом сезоне «Класса!» приняли участие более 13 000 школьников из 73 регионов России, а региональными победителями стали 130 талантливых ребят. Из 130 произведений члены жюри писатели Анна Матвеева, Дмитрий Воденников, Ольга Славникова, Вадим Панов, Нина Дашевская и Яна Вагнер выбрали 50 лучших рассказов. Именно их авторы приедут в сентябре в Москву на Всероссийский финал.

В этом году в финал впервые прошли ребята из Алтайского края, Ивановской, Кировской, Калининградской, Костромской, Мурманской, Пензенской, Томской, Челябинской областей, а также из Республики Мордовия, Чеченской Республики и Республики Чувашия.

В этот раз особенно отличились на конкурсе «Класс!» регионы, которые участвуют в конкурсе с момента его основания – Москва, Санкт-Петербург и Пермь: все три региональных победителя из этих регионов-участников прошли в следующий этап.
Анна Матвеева, председатель жюри: «Как всегда, есть яркие рассказы, а есть неудачные. К сожалению, активизировалось участие взрослых — родителей или учителей. Если раньше на весь список было 2–3 таких текста, то сегодня их около 15. Не надо так «помогать» детям, взрослый человек всегда проговаривается о своем возрасте. Многие тексты кажутся написанными одним человеком — если речь идет о машине времени, то это почти обязательно альбом с фотографиями или капсула времени, зарытая друзьями детства на даче летом. Если «На том же месте через десять лет» — то это встреча с теми же друзьями детства. В отдельных случаях, впрочем, буйная фантазия налицо, а вот умение связно излагать свои мысли, не допускать логических просчетов отсутствуют. Напоминаю, что у прозы три обязательных составляющих — идея, сюжет и стиль. Рассказы, которые я рекомендую, за редким исключением, обладают всеми тремя».
Яна Вагнер: «По части стиля и языка придраться было почти не к чему. И юный возраст участников это впечатление только усилил мне приходилось читать тексты авторов гораздо более взрослых, где и с языком, и со стилем, и даже с грамотностью всё было далеко не так гладко. Однако оценка художественного текста не только конкурсная, а читательская вообще штука многосоставная, и гладкого языка недостаточно. Меня удивило количество почти одинаковых, приятно и ровно написанных текстов про лето в деревне, походы на речку с друзьями и бабушкины лучистые глаза (иногда морщинистые ладони), и в какой-то момент я почувствовала себя учителем, проверяющим сочинения на тему "Как я провел лето". Временами вместо бабушки встречался дедушка, и тогда ладони у него были большие, а глаза лукавые. Ничего, разумеется, нет плохого в деревне, купании в речке и тем более в бабушкиных лучистых глазах, но помимо деревни и бабушек есть немало достойных внимания сюжетов.

В этом и разница между рассказом и сочинением, здесь тема всего лишь трамплин, отправная точка. Очень мягкая рамка. Как и в романе, читателя необходимо увлечь, причем в рассказе у автора на это значительно меньше времени. Свою историю вы должны рассказать на трех-четырех страницах и желательно так, чтобы она была не похожа на другие, а это непростая задача. И вот по умению рассказать историю и построить сюжет было очень заметно, кто из авторов воспринял эту задачу как вызов и подключил фантазию, решился экспериментировать с жанрами, а кто все-таки ограничился сочинением на заданную тему. Словом, оригинальных смелых историй было не очень много, но я оценила и отметила каждую и буду желать им победы. Благодарю всех участников конкурса за проделанную работу и позволю себе напоследок лайфхак: если вы решили писать, не бойтесь, забудьте о рамках, дайте волю фантазии. В литературе нет правил, есть только истории интересные и скучные, хорошие и плохие. И обязательно читайте как можно больше и не только в рамках школьной программы. Во-первых, для удовольствия. А во-вторых, писатель не может не быть читателем. Полезно знать, какими смелыми умеют быть другие».
Нина Дашевская: «Этот сезон, безусловно, проходит под знаком кота. Разнообразные коты запрыгнули в тексты всеми своими лапами и хвостами; не так просто придумать на эту тему что-то новое, однако некоторым все же удалось. Еще мне показалось, что часто внутри героев интереснее, чем снаружи есть хорошие «внутренние» тексты, в которых язык иногда впечатляет больше сюжета. Конечно, опять встречаются частые обращения к прошлому и тут я вижу больше опыт прочитанного и просмотренного, а не пережитого на своём опыте. Очень не хватает будущего одна надежда на котов, они и в будущем чувствуют себя прекрасно».
Ольга Славникова: «В конкурсе этого года много добрых, теплых рассказов. Несмотря на ученическую неумелость (что естественно для столь юных авторов), веришь и сюжетам, и чувствам. Еще порадовало, что участники конкурса явно читают серьезную прозу. Это ощущается в понимании некоторых приемов, в попытке их применить на практике, в стремлении к артистизму, ритму, монтажу. С интересом пообщаюсь с такими авторами на мастерской».
Вадим Панов: «Очень хорошо, что условия конкурса сильно ограничивают объём рассказов. Не потому что жюри ленится читать длинные истории, а потому что нужно очень постараться, чтобы проявить себя на коротком тексте, высказаться самому и при этом рассказать историю. Интересную или пронзительную. Добрую или пробирающую до дрожи. Заставляющую сопереживать или задуматься. И я очень рад, что многим авторам удалось написать действительно хорошие рассказы, которые запоминаются. Ведь хороший текст должен запоминаться».
Осенью все 50 финалистов встретятся в Москве, чтобы познакомиться, принять участие в творческих мастерских с членами жюри и узнать имена шести победителей на церемонии награждения, которая пройдет в рамках Московской международной книжной ярмарки.
Цель проекта – выявление и поддержка юных авторов, пишущих художественную прозу. На конкурс приглашаются школьники 8–11 классов. Ребятам предлагается написать небольшой рассказ на одну из тем, придуманных членами жюри и одним из победителей предыдущего сезона конкурса.

В основе конкурса – взаимодействие профессиональных писателей с начинающими авторами, которые вместе создают содружество литераторов, заинтересованных в развитии русской культуры и языка. Талантливые мальчишки и девчонки не только получают шанс заявить о себе на всю страну, задать наболевшие творческие вопросы мастерам отечественной прозы, но и развивают важные для писателя качества: вкус к языку и хорошим книгам, умение точно и емко выражать свои мысли, выдумывать и фантазировать, не загоняя себя в рамки школьных сочинений.

«Класс!» реализуется при поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации и Президентского фонда культурных инициатив.
Вот имена счастливых финалистов:

Алтайский край
Татарникова Александра

Архангельская область
Баранова Дарья

Волгоградская область

Михайлова Полина

Вологодская область
Коленова Мария

Воронежская область
Грошева Евгения
Килейникова Анастасия

Ивановская область

Волченков Егор
Назарова Арина

Иркутская область
Лоуренсо Да Силва Летисия

Калининградская область

Мальцев Кирилл

Кировская область
Камалуддин Нуруллах

Костромская область
Иванова Мария

Ленинградская область

Манько Иван

Москва
Кузнецова Влада
Полякова Анастасия
Потапова Дарья

Московская область
Озерова Валерия
Ситникова Александра

Мурманская область
Попова Василиса

Нижегородская область
Матасов Артем

Новосибирская область
Павлюк Яна

Омская область
Максимюк Ольга

Пензенская область
Кислякова Софья
Лозовая Елизавета

Пермский край
Волкова Татьяна
Ознобишин Константин
Пономарева Дарья

Приморский край

Крамарова Елизавета

Республика Башкортостан

Беляев Арсений

Республика Карелия
Машаро Полина

Республика Коми
Коржова Василиса
Соловьева Арина

Республика Мордовия

Чавкина Софья

Рязанская область
Токарева Марина

Санкт-Петербург
Гуменник Иван
Рокотов Владислав
Селезнева Алиса

Саратовская область
Белякова София
Симонова Софья

Свердловская область

Худяков Савелий

Ставропольский край
Бекетова Алла

Тамбовская область
Бацких Ульяна
Стребкова Елизавета

Томская область

Паньшина Алиса

Тюменская область

Заика Алёна

Хабаровский край
Кабузенко Арина

Челябинская область

Сидоренко Татьяна

Чеченская Республика
Биева Карина

Чувашская Республика — Чувашия
Ялугина Юлия

Ярославская область
Фролова Дарья

«Класс!» реализуется при поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации и Президентского фонда культурных инициатив.