Расскажите немного о себе: где живете, где учитесь, чем увлекаетесь?
Меня зовут Килейникова Анастасия, мне 17. Я живу в городе Воронеж, учусь в ЧОУ «Академия«Профиль»». Важную часть меня и моей жизни составляет искусство: театр, литература (пишу стихи), фотография, музыка. Мне нравится создавать нечто, отражающее действительность, способное на неё повлиять. Можно сказать, что мое хобби - учиться. Познавать, впитывать, пробовать, а затем в той или иной форме отдавать все это миру.
Скажите, чем, на ваш взгляд, вы отличаетесь от других людей? В чем ваша фишка?
Мне кажется, это довольно странный вопрос, по крайней мере, для меня не совсем корректный. Чем я отличаюсь от других людей? Ничем и всем одновременно. Банально было бы сказать, что все уникальны. Да, я уникальна, но эта уникальность соткана из кусочков сотен других уникальностей. Так и получается человек. Не знаю, наверное, моя фишка в том, какими глазами я смотрю на мир, какие краски привношу в него. Я все вижу через набор образов и ощущений. Нечто внутри меня про чувственность, атмосферность, про непрерывные размышления и попытки найти истину и справедливость. Я живу в постоянном восторженном поиске, и это в какой-то степени моя фишка. А ещё мне очень нравится узнавать людей, пытаться понять их, соприкоснуться с внутренним космосом. В этом есть что-то волшебное, что вдохновляет жить.
Какие планы на будущее? Куда собираетесь поступать или поступили в этом году? Кем хотите стать?
Вообще всю жизнь думала, что я гуманитарий, но последний год я усиленно учу математику и информатику. Планирую получить образование в области IT, но при этом понимаю, что творчество никуда не уйдёт из моей жизни. Просто это уже часть меня, а получить профессиональные навыки в нетипичной для меня сфере деятельности всегда интересно. Последнее время нахожу себя в работе с детьми. Не знаю, буду ли заниматься этим в будущем, но сейчас для меня важна возможность что-то передавать ребятам младше. А вообще на вопрос «Кем хотите стать?» лишь один ответ приходит в голову: для начала бы стать Человеком, а все остальное придёт. Думаю, тут все очевидно.
Какая книга произвела на вас сильное впечатление, и вы могли бы рекомендовать ее друзьям?
Рэй Брэдбери «451 градус по Фаренгейту». Та книга, которая однажды надломила что-то внутри меня, но сделала в разы сильнее. Для меня она является хорошим примером того, как надо и не надо, эта книга - мой личный учебник человечности. А ещё Антуан де Сент-Экзюпери «Маленький Принц». Совсем не детская сказка, в которой невероятно много простых, но давно уже потерянных истин. Это произведение напоминает мне, что всегда есть нечто светлое, нужно просто суметь это увидеть или же создать самому. Ну и, конечно, творчество Иосифа Бродского. Его работы заполняют чувством даже те уголочки души, которые я упорно могу закрывать на протяжении множества лет. Это то творчество, которое пробивает своей точностью, красотой и изяществом все баррикады.
Интересна ли вам современная литература? Если да, то каких авторов читаете? С какими авторами хотели бы встретиться, пообщаться, побывать у них на мастер-классе?
Честно говоря, не особо разбираюсь в современной литературе, пока нахожусь в стадии освоения классики. Поэтому на вопрос, с какими авторами хотела бы пообщаться, отвечу так: со всеми, с кем будет возможность, ведь это невероятный опыт. И, надеюсь, что в скором времени смогу углубиться в современную литературу в том числе, потому что для меня сейчас это некий отдельный мир, но тот, который крайне интересно познать.
Если честно, ваши сверстники много читают? Как думаете, что кроме обязательств по школьной программе может побудить сегодняшнего подростка прочитать книгу?
Не знаю, по какому критерию можно измерить «много» или «мало», да и суть далеко не в количестве прочитанных книг, а в готовности их принять и впустить в себя. Что может этому способствовать? Знание, что тебя поймут. Неважно, кто: персонаж, автор, тот, кто прочитает эту книгу вместе с тобой. Подросткам всегда не хватает этого самого понимания и принятия, кого-то, с кем можно было бы «болеть» об одном. В книгах оно есть, просто не все это знают, чувствуют. Мне кажется, чтобы побудить читать, не обязательно упрощать литературу, делать ее «понятной для подростка», «говорить на его языке». Достаточно просто чувствами быть с ним, а методы у каждого свои. Всякая юная душа стремится найти ответы, опереться, довериться, отсюда и может возникнуть тяга к литературе.
На какую тему конкурса «Класс!» писали работу? Почему выбор пал именно на нее, чем она заинтересовала?
Изначально я выбирала из двух тем, обе из которых затронули что-то в душе: «Синий цвет неба и тревоги» и «На том же месте через десять лет». В итоге я остановилась на второй теме, так как в тот этап жизни мне отозвалась идея обращения к прошлому/будущему, некому возвращению к прожитому ранее, для меня она стала возможностью переосмысления, познания, крайней ступенькой до входа в новый период. В тот момент со мной происходили эти условные «десть лет», путь от точки А до точки Б, а между ними паузы. Отсюда и родились идея и название рассказа.
Как долго вы работали над рассказом? Он дался вам за один вечер или потребовал долгих недель совершенствования, раздумий, переделок?
Для меня это была работа не сколько над текстом, сколько над чувством, погружение в атмосферу, состояние. Я довольно долго примеряла на себя этот мир рассказа, хотя при этом сама же его и создавала. Безусловно, писала не за один вечер, но и не могу сказать, что очень длительное время. Много раз переписывала концовку, дорабатывала отдельные кусочки текста - хотелось максимально точно передать ощущение внутри.
Вы читали рассказы финалистов предыдущих сезонов? Было ли вам это полезно, запомнился ли какой-то рассказ?
Сейчас нахожусь на стадии прочтения рассказов финалистов этого сезона и прошлых. Много того, что цепляет, и это нельзя оценить словом «полезно». В рассказах есть что-то невероятное, что ощущается на каком-то особом уровне, и ты неоценимо много обретаешь, читая их.
Работа для конкурса – это ваш первый полноценный рассказ или уже есть что-то написанное? Если есть, расскажите немного о своем творчестве: какие темы вас сегодня волнуют, какие жанры нравятся?
Я поэт, так что, да, это мой первый полноценный рассказ (писала что-то из прозы классе в 6, но вряд ли это было нечто доработанное). Периодически пишу тексты-рассуждения, что-то по типу эссе. И в них, и в стихах часто поднимаю тему человечности, поиска истин, выражаю своё непонимание законов этой жизни и пытаюсь передать то светлое, что в ней есть. Все, написанное мной, - зеркало, отражающее либо внешний мир, либо внутренний.
На что вы обращаете внимание в произведениях: на сюжет, на описания или диалоги, композицию, глубинный смысл? Раскройтесь немного перед нами как автор.
Наверное, в литературных произведениях больше всего внимания обращаю на смысл и на сам язык (построение фраз, оборотов, передачу чувств и сути). Для меня искусство – это про некое содержание, идею, истину, поэтому важен тот смысл, который заложен в произведении, это фундамент, основа. А дальше появляется форма, образ, атмосфера - набор ощущений, завёрнутый в слова. Бывает читаешь что-то, и мурашки появляются от изящности и точности языка, можно даже о самом отталкивающем и мерзком написать так, что единственное слово в голове будет: «красиво». Не по наполнению красиво, а по способу передачи, потому что настоящее, оголенное, как однажды сказала моя мама: «прекрасное в своём ужасе». Мне кажется, в этом основная задача искусства - быть правдивым. И в смыслах, и в их передаче.
Как считаете, в каком жанре сложнее всего писать? За какую историю вы бы никогда не взялись?
Самым сложным в написании жанром я считаю комедию, ведь действительно сложно уловить тонкую грань между юмором и бессмыслицей (по опыту игры в спектаклях могу сказать, что комедийные постановки тоже мне кажутся самыми трудновоплотимыми). Но когда-нибудь я бы хотела попробовать себя в этом жанре, это мог бы быть своеобразный вызов и точно полезный опыт.
Что вдохновляет вас больше всего и мотивирует творить?
Жизнь. Одновременно и вдохновляет, и вынуждает писать, ставит те рамки, в которых невозможно не творить. Просто диапазон мотивации от трепещущего восхищения до невыносимой боли. Очень противоречивые импульсы от окружающего мира, и я им благодарна. У меня есть бумага, ручка и способность мыслить, а ещё удивительная действительность вокруг. Разве может быть что-то весомей этого?
Каким образом вы развиваете свои навыки писательства?
Стараюсь максимально впитывать то, что меня окружает, и пробовать. Много читаю, знакомлюсь с теми, кто тоже пишет, узнаю их опыт. Всегда прошу у людей обратную связь относительно моего творчества, мне кажется, грамотная критика - одна из лучших точек роста. Периодически выступаю на поэтических мероприятиях, где, с одной стороны, делюсь своим творчеством, с другой - безгранично учусь. Просто пишу, ведь лучший способ чему-то научиться - делать.
Как относитесь к критике, отзывам на свое творчество?
Я всегда за здравую критику, мне очень важно получать обратную связь от людей относительно того, что я делаю (это не только в литературе, а в целом). У авторитетных для меня людей сама всегда спрашиваю их мнение, стараюсь взять из сказанного что-либо важное для себя. Мне кажется, конструктивная и справедливая критика гораздо ценнее приторного положительного отзыва. Это мотивация, нечто, позволяющее сделать шаг вперёд.
Есть ли у вас наставник, мнению которого вы доверяете? Как он помогает вам в литературе?
В моей жизни есть несколько людей, чьему мнению я доверяю, - это некоторые педагоги и близкие друзья. Вообще в разные периоды жизни это могут быть разные люди, но есть несколько наставников, за чьим советом/обратной связью я могу обратиться всегда. Наверное, в первую очередь помощь заключается во взаимоотношениях человек-человек, что формирует меня как личность, а это уже в дальнейшем и влияет на литературу. Я знаю, что есть люди, которые в меня верят. Это не помогает в написании чего-либо буквально, но является некой опорой и мотивацией, что гораздо ценнее.
Представьте себя лет через 10-20, вы перечитываете свои тексты… Как думаете, какое впечатление ваши творения произведут на вас? Дадите почитать своим друзьям, любимому человеку?
Скорее всего, отнесусь к своим текстам критично, так как в целом я весьма самокритичный человек. При этом где-то улыбнусь, где-то окунусь в ностальгию. Я думаю, взрослой мне будет чему поучиться у этой семнадцатилетней девочки, и я надеюсь, что смогу взглянуть на мир под таким же углом, как сейчас. А по поводу близких людей: конечно, поделюсь с ними своим творчеством, впрочем, как и сейчас. Это важная часть меня, даже если прежней меня, то, что формирует меня нынешнюю, так что близким важно это знать.
Самое продуктивное время суток / года для молодого писателя это….?
Мне кажется, нет такого времени суток/года. Самое продуктивное - то, которое наполнено самым трепещущим чувством, самой громкой мыслью, его нельзя классифицировать.
Почему участвовали в конкурсе «Класс!»? Думали ли вы, что зайдёте так далеко и окажетесь в финале конкурса, с какими ощущениями собираетесь идти, ехать, лететь на финал?
Участие в конкурсе мне предложила мой педагог по литературе Терехова Людмила Яковлевна. До последнего не думала, что окажусь в финале, до сих пор есть какое-то ощущение нереальности происходящего. Если честно, мне немного волнительно ехать на финал, но это приятное волнение, вызванное осознанием того, какая невероятная история со мной сейчас происходит. Еду с ощущением благодарности и горящими глазами.
Что для вас значит победа в конкурсе? Зачем она вам?
Не победа, а оценка. Некая обратная связь, которую я смогу получить, - это важно, вне зависимости от того, какой она будет окраски. Мне правда интересно узнать, что опытные люди скажут о моем творчестве, как его оценят, и я благодарна самой возможности это услышать. Я явно еду не за победой, мне кажется, это нечто приятное, но весьма поверхностное. Я уверена, что обрету гораздо больше. То, что я смогу познакомиться с новыми невероятными людьми, получить опыт, который не получу больше нигде, - это уже гораздо шире и глубже, чем слово «победа». Для меня это больше условность, мне кажется, мы уже выиграли у жизни нечто большее.
Предложите тему для рассказа шестого сезона.
«За секунду до счастья». Эта фраза со мной уже лет пять. Просто поймала себя когда-то на мысли, что мы часто фиксируем яркие моменты, это самое счастье, помним его годами и храним в себе. А что было за секунду до? У всего есть своя предыстория, своя тень. Она может быть такой же тёплой и яркой, а может быть холодной и поглощающей свет. Мне кажется, было бы интересно поразмышлять над этим.