КЛАСС!ные гости
Рагим Джафаров: «Если вы хотите, чтобы ваши книги были интересными, ваша жизнь должна быть интересной»
Вместе с Татьяной Соловьевой и Исламом Ханипаевым на встречу с финалистами конкурса «Класс!» приехал Рагим Джафаров – автор четырех романов, в том числе захватывающего социально-психологического триллера «Сато», который в 2021 году был номинирован на премию «Новые горизонты». Рагим рассказал о том, что должен бросить человек, который хочет посвятить свою жизнь литературе, почему нужно писать не в стол, а в социальные сети и кого бы он никогда не пустил во вселенную своих произведений. Об этом и многом другом читайте в интервью с писателем.

Перед вами в зале сегодня очень много начинающих писателей. Что вы могли бы им в этом деле посоветовать?
Рагим Джафаров: Я не очень люблю советы, потому что мне кажется, что они не работают. В плане интересности произведений: что бы вы ни делали, ваши книги будут отражать вашу жизнь. Если вы хотите, чтобы они были интересными, ваша жизнь должна быть интересной. Живите так, чтобы вам самим было интересно в этом участвовать. У каждого присутствующего здесь, скорее всего, уже есть представление о том, будет ли он в будущем писателем, сценаристом или, например, режиссером. И просто не надо забывать об этом. Каждый день берешь и пишешь. Не хочешь писать – пиши о том, как не хочешь писать. Просто продолжаешь каждый день помнить, зачем ты все это делаешь и куда ты хочешь прийти.

Вы очень много путешествуете и пишете. Расскажите, где находить силы и пищу для того, чтобы обрабатывать материал и писать?
Рагим Джафаров: Суть как раз в том, чтобы находить силу внутри независимо от обстоятельств. Если есть какие-то обстоятельства, которые вам помогают, вроде путешествий, то путешествуйте. Если при этом вы понимаете, что вам надо каждый день ходить в офис, но вы хотите быть писателем и находите вдохновение в том, чтобы путешествовать, - увольняйтесь. Либо вы подчиняете всю свою жизнь мечте, либо подчиняетесь офису. Другого варианта нет.
Написать первое предложение - один из самых трудных моментов при создании книги. Было ли вам когда-нибудь сложно его написать?
Рагим Джафаров: Мне в этом плане полегче, потому что все, что я когда-либо писал, было опубликовано в какой-то момент в соц. сетях. Это идеальное место для тренировки: ведь в соц. сетях люди не читают, они, в первую очередь, хотят смотреть картинки, видео, и это невероятная борьба за внимание. Научитесь писать так, чтобы вас читали даже в соц. сетях. Там каждое ваше слово, каждое предложение очень дорого стоит. Благодаря этому опыту у меня не возникало сложностей: при написании романа я уже знал, что первая строчка сработает.

Одним из главных героев романа «Сато» является психотерапевт – человек как никто другой разбирающийся в тонкостях душевной организации. А насколько важно писателю обладать знаниями и умениями в области психологии?
Рагим Джафаров: Это полностью зависит от того, что вы пишете. Для понимания того, как происходит взаимодействие между людьми, героями, психология полезна. Но литература всегда больше психологии. Вот с материалом работать придется в любом случае. У меня на это уходит восемь-десять месяцев. В случае с «Сато» было очень много консультантов и первое, что я узнал при работе, — это то, что у одного психолога бывает по три разных мнения.

Представьте, что вам дали выбор: одно из ваших произведений включат в школьную программу. Какое бы произведение выбрали и почему?
Рагим Джафаров: Я бы хотел, чтобы ни одно мое произведение не попало в школьную программу, потому что это кончится тем, что меня не будут читать. Ведь учителя очень зажаты рамками школьной программы. Например, в школе нет почти никакой возможности по-хорошему раскрыть Достоевского: на это нужно очень много времени, а мы пытаемся все уместить в несколько общих фраз, чтобы потом использовать их на ЕГЭ. Поэтому я бы не хотел, чтобы мои книги оказались в школьной программе. Либо это должна быть совершенно другая школа, другая программа и вообще какой-то другой мир.

Что делать, если издательство не принимает книгу, которую автор сам оформил и проиллюстрировал?
Рагим Джафаров: Я работал с разными издательствами и по опыту могу сказать, что вы сразу поймете, когда стоит разговаривать с издателем, когда он на вашей стороне и сделает для вашей книги лучше, а когда он просто хочет подогнать книгу под какие-то рамки, с которыми ему удобней работать. В данном случае это не вопрос названия и популярности издательства, а именно вопрос людей.

"Марк и Эзра. 2.0"
Роман Рагима Джафарова
У многих писателей есть свой первый читатель. Есть ли он у вас? В чем самая большая ценность этого человека для вас?
Рагим Джафаров: У меня здесь нет какого-то секрета: мой первый читатель – моя девушка. Пишу по ночам, и вряд ли кому-то еще можно отправить текст в такое время. Недавно как раз об этом думал: так или иначе вы будете читать то, что нравится моей девушке. Если ей нравится что-то написанное мной, то у вас есть шанс это увидеть.

Есть писатели, которые пишут локальные истории в уже созданных вселенных. Как бы отреагировали, если бы такой автор предложил написать историю по вашей вселенной, дополнить ее?
Рагим Джафаров: Я бы скорее отказался, потому что у меня все книги так или иначе связаны между собой. Читая их, вы увидите под разными углами одни и те же истории, отсюда возникает многомерность. И если другой автор туда сунется, он все сломает.

Каждому творческому человеку нужна поддержка. Получали ли вы поддержку от родственников и друзей? Если нет, где её брали?
Рагим Джафаров: В плане поддержки не рассчитывайте на тех, на кого больше всего рассчитываете, условно скажем на семью. Опирайтесь на тех, кому верите и от кого готовы услышать самое худшее.


Что делать, если сюжет заходит в тупик, не знаешь, как продолжать историю, но при этом не хочешь превращать текст в автобиографию? Как и о чем писать в таком случае?
Рагим Джафаров:Когда вы прописали героев, просто дайте им взаимодействовать. Посадите их в одну комнату и, если ничего не происходит, задайте вопрос: что это за ситуация такая, что в одной комнате, допустим, десять человек и ничего не происходит. Очевидно, что у них есть какая-то причина ничего не делать. Вот и готовый сюжет. Посмотрите на него внимательнее, поймите причины, по которым ваши герои взаимодействуют или, наоборот, скрывают свое взаимодействие.

Мы вкладываем в героев часть своей личности, многие наши произведения основываются на нашем собственном опыте. А когда в произведении появляются персонажи, чьи истории мы еще не пережили или уже не сможем никогда пережить, как описывать их мир?
Рагим Джафаров: По поводу того, что мы вкладываем себя в героев: я не могу быть уверенным, что это не работает в обратную сторону. Когда пишешь книгу, в какой-то момент начинаешь замечать, что у тебя появляются слова, фразы, мысли, движения для тебя нехарактерные, а, на самом деле, это все происходит с твоим героем. Так книга меняет тебя. Здесь я все время привожу в пример Флобера: он написал о том, как женщина отравилась мышьяком, и потом отравился сам. Хотя он не ел мышьяк, он просто написал про это. И я не думаю, что человек, который жил 150 лет назад, так уж сильно отличается от вас, что вы с ним не можете испытывать общие чувства. Обстоятельства и мысли могут быть другими, но весь спектр чувств остается тем же.

Есть ли у вас табу как у писателя? О чем вы никогда бы не написали?
Рагим Джафаров: Здесь я исхожу не из того, что есть что-то, о чем нельзя писать или говорить. Просто есть темы, которые мне интересны, а есть то, чего я бы пока не хотел касаться. При этом если я почувствую, что не пишу о чем-то, потому что мне страшно или больно, или неловко, то, скорее всего, пойду туда, в эту неизвестность.

Подготовила Вера Краснобаева
Фото: Евгений Зуев