Что делать, если сюжет заходит в тупик, не знаешь, как продолжать историю, но при этом не хочешь превращать текст в автобиографию? Как и о чем писать в таком случае?
Рагим Джафаров:Когда вы прописали героев, просто дайте им взаимодействовать. Посадите их в одну комнату и, если ничего не происходит, задайте вопрос: что это за ситуация такая, что в одной комнате, допустим, десять человек и ничего не происходит. Очевидно, что у них есть какая-то причина ничего не делать. Вот и готовый сюжет. Посмотрите на него внимательнее, поймите причины, по которым ваши герои взаимодействуют или, наоборот, скрывают свое взаимодействие.
Мы вкладываем в героев часть своей личности, многие наши произведения основываются на нашем собственном опыте. А когда в произведении появляются персонажи, чьи истории мы еще не пережили или уже не сможем никогда пережить, как описывать их мир?
Рагим Джафаров: По поводу того, что мы вкладываем себя в героев: я не могу быть уверенным, что это не работает в обратную сторону. Когда пишешь книгу, в какой-то момент начинаешь замечать, что у тебя появляются слова, фразы, мысли, движения для тебя нехарактерные, а, на самом деле, это все происходит с твоим героем. Так книга меняет тебя. Здесь я все время привожу в пример Флобера: он написал о том, как женщина отравилась мышьяком, и потом отравился сам. Хотя он не ел мышьяк, он просто написал про это. И я не думаю, что человек, который жил 150 лет назад, так уж сильно отличается от вас, что вы с ним не можете испытывать общие чувства. Обстоятельства и мысли могут быть другими, но весь спектр чувств остается тем же.
Есть ли у вас табу как у писателя? О чем вы никогда бы не написали?
Рагим Джафаров: Здесь я исхожу не из того, что есть что-то, о чем нельзя писать или говорить. Просто есть темы, которые мне интересны, а есть то, чего я бы пока не хотел касаться. При этом если я почувствую, что не пишу о чем-то, потому что мне страшно или больно, или неловко, то, скорее всего, пойду туда, в эту неизвестность.
Подготовила Вера Краснобаева
Фото: Евгений Зуев