«И все-таки главные наставники – прочитанные книги». Интервью с Эдуардом Веркиным



Для тех, кто хочет лучше узнать наших наставников, мы запустили серию интервью, в которых они отвечают на самые актуальные вопросы о конкурсе, делятся отношением к литературному ремеслу и детскому творчеству.


Можно ли написать гениальный рассказ, когда тебе 16? А роман?

Рассказ, пожалуй, можно. Небольшую повесть-впечатление. При наличии начитанности, наблюдательности, усердия, времени и способностей к литературе. Жизнь часто дарит фантастические сюжеты, записать их не так уж и сложно. Роман одолеть в шестнадцать лет вряд ли получится. Хотя бы из-за отсутствия времени и опыта.

Чего вы ждете от конкурсных текстов, что надеетесь в них найти?

Жду интересные живые истории, веселые. Надеюсь встретить авторский взгляд, желательно оптимистичный. Гениальный рассказ жду.

Можно ли научить писать или без таланта в этом деле никуда?

При наличии литературных способностей научиться писать можно. Можно научиться любой профессии, как говорится, терпение и труд. Играть на гитаре умеют многие, а сочинять музыку – нет.

Нужен ли юному автору наставник?

Наставник, как фигура с указкой, бывает полезен в технических вопросах, но вообще несложно обойтись и без него. Автор, как правило, подозревает, как обстоят дела с его литературными победами, первая задача юного сочинителя – выработать более-менее объективный взгляд на свои труды. И все-таки главные наставники – прочитанные книги. В молодости читать лучше побольше.

Что важнее для начинающего писателя: похвала или критика?

Важнее, чтобы начинающий автор чувствовал интерес критика к тексту. Полезна критика, а не разнос. Критикуем по делу, и рассказываем, что путь к «Мертвым Душам» в 99% случаях лежит через «Ганса Кюхельгартена». Хвалить не по делу опасно, нельзя ученическое сочинение признавать годным текстом, подростки не дураки и ложь чувствуют.

Расскажите, как вам темы конкурсных рассказов? Как вам кажется, какая будет наиболее популярной?

Хорошие темы, дают простор для фантазии. Сложно сказать, что выберут юные авторы. Мне кажется, «Честный блог кота Мурра» обгонит остальные.

Чего не хватает современным школьникам на уроках русского языка и литературы? Что бы вы изменили в школьной программе?

Пожалуй, обстоятельности не хватает. Сократить количество изучаемых произведений в пользу качества. Допустим, изучать те же «Мертвые души» полгода.

Что касается изменений в программе... С 90 года – когда я еще учился – начались изменения, эксперименты, преобразования – с тех пор несчастную школу регулярно потчуют реформаторским электричеством, с каждым годом конвульсии несчастной все слабее, но сомнительной гальванизации не видно конца. Я бы ничего не менял в программе, вынужденная консервация лет на двадцать, оставить в покое, пусть раны затянутся, пусть хоть на ноги поднимется, пусть выпустит несколько хоть кое-как образованных поколений. И все эти двадцать лет готовить материальную, методическую и кадровую базу будущей настоящей школьной реформы.

Может ли в школе прижиться предмет, вроде Creative writing? Как еще раскрыть творческий потенциал ребенка?

А зачем в школе еще один предмет? Сейчас у школьников в седьмом классе по шесть уроков в день, куда еще? По-настоящему что-то сочинять хочет в лучшем случае один человек из сотни. Если не из тысячи. И смысл обрекать остальных на мучения?

Да никак особо раскрывать не надо, потенциал, если есть, прорастет. Не мешать, не бить по рукам, поддерживать. Ребенку интересно рисовать – отвести в художественную школу. Интересно на гитаре брякать – в музыкальную. Хочет сочинять – покупать книжки в требуемом количестве, юному сочинителю важно много читать, а не много писать.

Как поступить родителям, если их ребенок говорит, что хочет быть писателем, а не, например, астрофизиком? Может ли писательство быть полноценной профессией?

Быстренько покупать на балкон телескоп и говорить «Смотри, как там в небе интересно!» Пытаться образумить. Если упорствует в заблуждениях, то поддерживать, что делать? Для того, чтобы писательство было полноценной профессией, придется прикладывать гораздо больше усилий, чем в других профессиях. В таком режиме это превращается из профессии в образ жизни, который требует либо аскетизма, либо атомного реактора в сердце. Но если есть работоспособность, терпение и крепкие нервы, то попробовать можно.

Какую книгу вы посоветовали бы прочесть всем без исключения участникам конкурса? А их родителям?

«Незнайка на Луне», «Приключения Гека Финна», можно читать и участникам конкурса и их родителям.