«Работа для конкурса, к счастью, далеко не первый мой рассказ». Интервью с Елизаветой Емельяновой

Сегодня знакомим вас с еще одним финалистом – Елизаветой Емельяновой из Москвы. Тем, кто следит за конкурсом, Лиза уже знакома, так как она была одним из финалистов первого сезона конкурса. В интервью она рассказала, какая книга совершенно случайно произвела на нее сильное впечатление, как она работала над своим рассказом, а также поделилась впечатлениями от первого сезона конкурса. А еще Лиза разрешила опубликовать свои рисунки.
Елизавета, расскажи немного о себе.

Меня зовут Лиза, я живу недалеко от Москвы в микрогороде «В лесу», а учусь в десятом «А» классе школы номер 1358 с углубленным изучением иностранных языков на французском профиле. Чем я увлекаюсь? Всем, что придет в голову! Я рисую сколько себя помню, пишу рассказы и играю в театре на французском языке. Вдохновением для меня является сама жизнь и все ее проявления, а также осьминоги и старые ботанические атласы.

Какая книга произвела на тебя сильное впечатление, и ты могла бы рекомендовать ее друзьям?

В последнее время многое меня тревожило, и все не находилось времени почитать что-то новое, но мне на глаза случайно попался «Заповедник гоблинов» Клиффорда Саймака, я до сих пор не могу представить что было бы, если бы я не обрела в лице этого томика нового друга, такого знакомого по жанру, но такого нового и удивительного по стилю… Из ранее прочитанного я могла бы порекомендовать трилогию Филипа Пулмана «Темные начала», мою любимую «детскую книгу для взрослых сердец», а также многочисленные пьесы Островского. «Ведьмак» Сапковского и «Сказка о Тройке», «Понедельник начинается в субботу» и «Пикник на обочине» Стругацких - нечего и говорить – прекрасны и удивительны, это одни из тех книг, без которых я – не я, строчки из них текут в моих венах…

Кем хочешь стать в будущем? Куда собираешься поступать?

В будущем мне хотелось бы стать дизайнером или биологом, также меня привлекает лингвистическое и театральное направления. Выбор предстоит сложный, так что я пока нахожусь в блаженном неведении и наслаждаюсь последними спокойными облачками весны десятого класса, чтобы потом с головой окунуться в решения и выборы…

Для поступления я в основном рассматриваю Высшую школу экономики, МГУ и РГУ им. Косыгина, хотя могла бы все отдать за образование ботаника, подработку в цветочных лавках и библиотеках и первый раз увиденную мою книгу на витрине одного из книжных магазинов...

На какую тему конкурса ты писала работу? Почему выбор пал именно на нее, чем она заинтриговала?

Идея моего рассказа пришла мне давно, но я все не знала, в каком виде ее воплотить в жизнь, поэтому я села и выплеснула в пространство меж несколькими вечерами все, что хотела сказать, а потом с трудом, экономя глину из знаков, вылепила из этого рассказ в самом совершенном его виде. Рассказ получился очень странным и в моем сознании подходящим под 3 темы сразу – «Вот мне и тридцать» Дмитрия Быкова, «Ключ потерялся» Майи Кучерской и «День, когда все изменилось» Олега Швеца. После нескольких дней раздумий я выбрала тему «Вот мне и тридцать». Не знаю, почему, что-то подсказало… Для меня, видимо, она оказалась самой понятной и атмосферной из всех выбранных.

Работа для конкурса – это твой первый полноценный рассказ или уже есть что-то еще написанное?

Работа для конкурса, к счастью, далеко не первый мой рассказ. Я регулярно пишу в своих заметках о том, что меня волнует и что могло бы помочь кому-то. К тому же, в прошлом году я участвовала в конкурсе «Класс!» в первый раз и даже попала в тридцатку финалистов.
Работы Елизаветы
Каково это – быть в финале первого сезона? Какие были чувства, когда поднималась на главную сцену Книжного фестиваля «Красная площадь»?

Я отчетливо помню, что мне было очень хорошо в обществе писателей и других финалистов из разных классов и городов – было увлекательно слушать, когда кто-то другой отвечал на вопросы членов жюри. Когда осознаешь, что происходит, появляется чувство, что ты попал в сказку – столько умных и ярких людей собрались в одном месте, чтобы набраться опыта и открыть для себя что-то новое в мире писательства! А когда мы поднимались на сцену… Не знаю, когда в жизни мое сердце так сильно билось. Я волновалась, сидя перед камерами на сцене, но все прошло просто замечательно.

Пригодились ли тебе советы, которые ты получила на творческих мастерских в прошлом году? Что-то изменилось в твоей работе над написанием рассказа для второго сезона конкурса?

Советы помогли и в выборе стиля, в котором написан мой рассказ в этом году, и в создании атмосферы в мире рассказа. Процесс создания остался без изменений, но я вспоминала некоторые упражнения из мастерских и тренировалась по ним, отыскивая наиболее не клишированные образы.

Обычно мы просим членов жюри дать советы юным авторам. Но сейчас поступим наоборот: Лиза, дай совет жюри, о чем хотелось бы услышать на творческих мастерских? Чего не хватило в прошлом году?

В прошлом году мастерские были удивительно полезными, ни добавить, ни убавить. Что-то добавить – и они упростятся и усложнятся, а это будет уже не то ощущение в пальцах… Но я бы дала участникам больше времени на написание ответов на вопросы и задания, потому что у всех свой темп, а угнаться за полетом мысли состоявшегося писателя не так уж и просто. Жюри тоже были идеальны – они помогали, выслушивали и оценивали участников сердцем, как мне показалось… Это очень трудно, я знаю, поэтому советы им излишни.

Расскажи немного о своем творчестве, какие темы тебя волнуют сегодня?

Темы эти могут быть самыми разнообразными – от вымирания редких видов животных до отношений между родителями и детьми. Когда по одной из них у меня набирается достаточно сил, вдохновения, желания, информации и опыта, я могу полноценно раскрыть ее в статье или рассказе. Я люблю такие жанры, как классическая фантастика, детектив, роман, пьеса, также я читаю энциклопедии и научные статьи, исторические тексты, поэмы… Но все не позже 2000-го года. Попытки понять что-либо позже этого года (за редким исключением) оканчивались плачевно, хотя мне и не до конца понятно, почему.

Участники конкурса практически не пишут юмористические и сатирические рассказы. Как считаешь, почему подросткам не хочется рассмешить читателя? Или, может, писать смешно, как Зощенко, например, очень сложная задача?

Не знаю точно, почему подросткам хочется писать о серьезном. Может быть, кому-то не хватает опыта или знания людей, чтобы добиться нужного эффекта, но я предпочитаю думать, что это потому что у подростков другая цель – люди должны ценить и уважать труд и взгляды более молодых людей, чтобы в каких-нибудь из их творений увидеть себя и подумать о чем-то вечном… Или просто понять, что тоже когда-то были такими же (или совсем другими!) молодыми людьми, поразмышлять… И, возможно, изменить свое отношение к подросткам.

Почему ты решила принять участие в конкурсе «Класс!»?

Я участвую в конкурсе, чтобы доказать себе, что я могу сделать что-то, что понравится другим. Да, многие сейчас зависимы от мнения других и нуждаются в чужой оценке. К тому же то, что предсказал мне один из судей конкурса в прошлом году, сбылось… И я хочу еще раз испытать удачу! Победа, конечно, привлекает, но, если один или несколько из рассказов по моей личной оценке будут лучше моего, я с удовольствием приму их победу.

Есть ли у тебя наставник, мнению которого ты доверяешь? Как относишься к критике?

Моим главным наставником, думаю, являюсь я сама и мое настроение. Но на мое становление очень повлияла моя учительница русского языка и литературы Лариса Николаевна Кузнечевская, а также руководительница нашего школьного центра прессы, в котором я состою, – Елена Владимировна Слабинская. Единственная критика, которую я могу по-настоящему воспринять – моя собственная критика. И к счастью, и к сожалению, так как я часто бываю необъективна и неправа… Осьминоги - они такие, что с них взять.

Дай совет ребятам, которые только будут участвовать в конкурсе «Класс!». Может есть какой-то секрет финалиста?

Не думаю, что существует секрет финалиста. Главное – внимательно слушать и вникать в мысли, которые доносятся от писателей, нужно воспринимать критику или неудачи сердцем и делать выводы, ни за что не опуская рук. Все мое прошлогоднее пребывание с писателями вспоминается мне очень сильными эмоциональными каплями, я помню, какое уважение и эмпатию испытывала тогда… Это было и, надеюсь, будет очень запоминающимся событием, важным и ценным для меня и эмоционально, и профессионально.

Если бы у тебя была возможность предложить тему для рассказа, какая бы она была?

Моя тема… «Символизм цветка сирени». Думаю, на эту тему могло бы получиться множество рассказов, которые пришлись бы мне по душе и атмосферой, и эмоциональным окрасом. Это может быть наивная детская история любви или хоррор, короткое приключение или статья из газеты, а может быть в чью-то голову впорхнула бы случайная ассоциация с каким-нибудь старым английским романом… Я надеялась бы, что конкурсанты мою тему поймут правильно… И совершенно не будут себя ограничивать ни в средствах выразительности, ни в темах, ни в оттенках.

Чего тебе не хватает в конкурсе «Класс!»? Дай совет организаторам, как сделать его еще лучше?

Конкурс «Класс!» - уникальное мероприятие, дающее подросткам шанс быть услышанными и увиденными, для меня он имеет большое значение. Организовано и расписано все было просто великолепно, в прошлом году, еще до участия, я не могла и представить, что возможно такое – мастерские, Красная Площадь, награды, книга конкурса, в содержании которой значится мой рассказ с моим именем… В прошлом году я почти не общалась с другими конкурсантами, я всегда предпочитаю наблюдать, а не действовать… Надеюсь, в этом году все будет по-другому, мне очень хочется побольше моментов, в которые я могла бы пообщаться со сверстниками и поделиться опытом, чем-нибудь полезным, или даже просто поболтать.