СЕРИЯ ИНТЕРВЬЮ С ПЕДАГОГАМИ

«Вырастить талант — это не мешать ребёнку выражать себя, не мешать писать, думать». Интервью с Ольгой Постригань
Дарья Мартыненко и ее педагог Ольга Постригань
Мы начинаем серию интервью с педагогами финалистов конкурса. Ребята сами будут беседовать с учителями, а мы с удовольствием будем знакомиться и узнавать тех, кто становится наставниками участникам конкурса.

Сегодня финалистка второго сезона Дарья Мартыненко знакомит нас с Ольгой Владимировной Постригань — своим преподавателем русского языка и литературы из города Зернограда, Ростовской области. Какой вредный совет может дать учитель, правда ли, что современные подростки не читают, и о том, как вырастить талант — в нашем новом интервью.

Ольга Владимировна, сколько лет вы преподаете в школе русский язык и литературу?
Я работаю в МБОУ гимназии города Зернограда Ростовской области учителем русского языка и литературы уже на протяжении 28 лет.

Почему выбрали эту профессию, эти школьные дисциплины?
Что повлияло на выбор моей профессии? Когда я училась в школе, то мне очень нравился предмет «русский язык», я много читала, учительница, которая вела у нас эти занятия, была примером, мне хотелось быть на нее похожей.

Но ведь быть педагогом – огромная ответственность, с вас берут пример тысячи школьников. Что значит для вас быть учителем?
Быть учителем для меня – легко. Я с удовольствием веду уроки, общаюсь с ребятами, особенно на отвлеченные темы, у меня хорошие отношения с детьми — и все это не мешает быть строгим и требовательным педагогом.

Что самое трудное в этой профессии?
Самое трудное в этой профессии, если честно, это бесконечные отчеты и заполнение разных бюрократических бумаг, которые отнимают много времени и отвлекают от творческой работы с детьми.

Какое у вас самое теплое воспоминание, связанное со школой, учениками?
Достаточно трудно вспомнить какой-то определенный момент. Но вот теплые воспоминания, связанные с учениками, конечно, есть. Когда мы с ними готовим какое-нибудь творческое мероприятие (выставку, конкурс, литературную гостиную, акцию), то я чувствую их заинтересованность, вижу, как они переживают, стараются сделать всё наилучшим образом, всегда советуются со мной. Это приятно и греет душу.

За что вам, как учителю, бывает обидно?
Иногда бывает обидно, что к детям несправедливо относятся некоторые мои коллеги.

Какие книги из школьной программы вы бы исключили? Какие добавили?
Добавила бы список книг из современной литературы.

Приятно, что несмотря на нагрузку, вы успеваете следить за современными авторами. Какие книги/авторы вам нравятся?
Не всегда успеваю, конечно, но стараюсь, да. За последний год их немного: Дмитрий Быков «Июнь», Гузель Яхина «Зулейха открывает глаза».

Есть ли у вас секрет, как заинтересовать современных подростков литературой, чтением, как оторвать их от гаджетов?
Считаю, что гаджеты не всегда мешают ребенку знакомиться с литературой, иногда даже помогают. Тот, кто любит читать, он и читает. Гаджет не помеха.

Но ощущение, что сейчас растет поколение нечитающих у вас все же есть или наговаривают на ребят злые языки?
Они читают, конечно же. Но мне кажется, что проблема в том, что читают они не совсем то, что хотелось бы нам, взрослым. Их в большей степени интересует зарубежная литература. Прочитав то или иное произведение, дети обсуждают его, делятся мнением. А вот русская литература находит отклик в их сердцах в меньшей степени.

Вы используете какие-то дополнительные средства, чтобы ребята прониклись произведением: смотрите фильмы, ходите в театры?
Конечно. Мы с детьми каждый год, а иногда и несколько раз в год посещаем драматический театр им. М. Горького в Ростове-на- Дону, это музыкальный театр. Ребятам очень нравятся подобные поездки. В этом году из-за пандемии еще ни разу не ездили, но надеюсь, что весной обязательно получится.

Идеальный ученик для вас – какой он? Давайте пофантазируем.
Идеальный? Мне кажется, что это предсказуемый ученик. А жизнь наша – она ведь неидеальна. И как же жить такому идеальному среди остальных?

Наверняка ученики часто приносят вам свои рассказы, стихи. Как вырастить талантливого ученика? Как отнестись бережно к его первым шагам?
В последнее время – редко приносят свои работы… Вырастить талант, по моему мнению, — это не мешать ребёнку выражать себя, не мешать писать, думать. Возможно, где-то дать совет, не более, и поддержать в любой момент.

Работы приносят редко, возможно, потому что не до этого, сидят в основном в соцсетях... Социальные сети – зло современной реальности? Вы там есть?
Социальные сети — не зло в современном мире. Это, вероятней всего, реалии современного мира. Меня там нет, практически. Только WhatsApp, потому что есть необходимость общения в дистанционном формате.

В связи с чем вы могли бы сегодня в учебе посочувствовать ученикам?
Ученикам своим сочувствую — у них колоссальная перегруженность. Они стараются везде успеть. Мало общаются вживую.

Признайтесь, во время учебы в школе вы ведь наверняка тоже не прочитали всю «Войну и мир», «Тихий Дон»? А помните, что еще не делали во время учебы?
По поводу прочтения романа «Война и мир» могу сказать следующее: его я прочитала полностью еще в 10 классе. А вот «Тихий Дон» мы не изучали. Мы читали и обсуждали роман «Поднятая целина». Я была очень примерной ученицей, делала всё, что задавали. Иногда даже зубрила.

Но несмотря на этом, дайте вредный совет ученикам.
Меняй тетрадки каждый день, тем самым ты облегчишь работу своих учителей русского языка (о наболевшем).

С героем какого произведения вы себя ассоциируете?
Никогда не задумывалась. Наверное, для этого мне нужно привлечь образы нескольких героинь: Золушка, немного Ассоль( потому что романтичная), что-то есть от булгаковской Маргариты. Вот, пожалуй, и всё.

Вспомните своего самого любимого ученика за все годы преподавания. Чем он вам понравился? А вы ему? Поддерживаете ли вы связь до сих пор?
Любимый ученик… Он есть, вернее, она. Это Даша Мартыненко. С ней мы уже на протяжении семи лет. В последнее время особенно близко стали общаться. Она талантливая девушка. Её стихи меня всегда восхищали. Они трогательны и жизненны. У нее есть собственные ответы на многие вопросы. Даша очень самостоятельна. Удивляет ее целеустремленность, доброта, душевность. Мне хочется, чтобы всё, что она задумала, обязательно сбылось. Пусть на ее пути встречаются только хорошие люди. Надеюсь, что мы с ней еще очень долго будет общаться.
«Наверное, самое главное в любых отношениях — не искать замены»
Финалистка второго сезона конкурса "Класс!" Дарья Мартыненко написала трогательное послание, посвященное своему любимому учителю. И мы не можем не поделиться им.
Сегодня я хочу рассказать вам о моей учительнице. О человеке, с которым у меня связаны лучшие школьные годы. Должна сказать, что именно на школьной скамье я встретила лучшую подругу, встретила парня ( тогда еще школьника-девятиклассника), которого впоследствии полюбила… С Ольгой Владимировной же мы вместе уже семь лет, и она занимает особое место в моем сердце. Так получилось, что еще в самом начале пятого класса я училась у другого педагога, но потом перевелась в класс Ольги Владимировны… Судьба, что еще сказать! :)Привлекательная внешне, она сразу мне понравилась даже на уровне интуиции. До сих пор помню, как во время диктанта разглядывала ее длинные волосы, стараясь, чтобы она не заметила... До этого мне почему-то казалось, что такие волосы могут быть только у подростков :) Со временем я даже научилась определять настроение своего учителя по форме прически: коса — все нормально, можно даже побаловаться, волосы строго собраны — берегись, кто может :) Никогда не подводило. А вот ее необычную фамилию мне не удавалось запомнить долго…

Ольгу Владимировну свою я люблю спокойно, мудро и совершенно искренне… Иногда мы отдаляемся друг от друга, а иногда, наоборот, находим точки соприкосновения. Отдаления тоже важны, они — неотъемлемая часть любых отношений. Но такие периоды никогда не должны перерастать в полное безразличие :)…

Я не знаю, может быть, где-то есть человек, добрее, честнее, мягче и теплее моей Ольги Владимировны. Разумеется. Но нужен ли он мне? Неа. И вот это, наверное, самое главное в любых отношениях — не искать замены. Вот мне моего большого друга никто заменить не сможет… И не надо. Это последний мой год в школе. 31 мая я пишу свой последний экзамен и навсегда покидаю и свою родную школу, и свой родной город. Мне очень больно покидать Ольгу Владимировну… Я знаю, моя дорогая, что вы сейчас это читаете. Я всегда буду с вами. Я буду очень скучать. И...конечно, я буду плакать. Но, вместе с тем, я совершенно спокойна за моего дорогого учителя: есть те, кто о ней позаботятся… Спасибо большое за все эти годы… Я верю, что в будущем у нас будет еще много общих добрых дел. И я желаю вам, чтобы у вас все было хорошо… Побольше здоровья… Мне очень с вами повезло. Удачи! С наступающим Новым Годом!
«Самое трудное в профессии учителя — не стоять на месте». Интервью с Александрой Комковой
Сегодня на вопросы финалиста конкурса Никона Анашкина отвечает Александра Викторовна Комкова, педагог дополнительного образования ОГБУДО «Центр эстетического воспитания детей» из Рязанской области. В новом интервью: о том, как оценивать творчество, как привить ребёнку любовь к чтению и о том, почему литература — дело серьёзное.

Александра Викторовна, сколько лет вы работаете преподавателем?
Уже семь лет я веду занятия в творческой мастерской «Юные прозаики» Областной заочной школы детского литературного творчества.

Почему выбрали эту профессию, что на это повлияло?
С детства мама привила мне любовь к чтению. Русский язык и литература были моими любимыми школьными предметами, а примерно с 13 лет я и сама стала сочинять сказки, рассказы, повести. Тогда же начала учиться в творческой мастерской «Юные прозаики», где и сама сейчас веду занятия. Вопрос выбора профессии для меня не был сложным, к окончанию школы у меня уже были определенные достижения в области русского языка и литературы. Эти предметы были мне интересны, и я поступила на филфак РГУ им. С.А. Есенина.

И каково это — работать там, где вы сами когда-то учились?
Я никогда не предполагала, что буду работать там, где обучалась литературному мастерству, но когда мне предложили, с радостью согласилась и не жалею об этом.

Быть педагогом – огромная ответственность, с вас берут пример тысячи школьников. Что значит для вас быть учителем? Есть ли какие-то «опасные» моменты в этой профессии?
Быть педагогом для меня — значит делиться своими знаниями, помогать ученикам развиваться и находить свой путь в творчестве, а, может, и в жизни. Учитель все время должен балансировать между излишними строгостью и мягкостью. Нельзя постоянно ограничивать учеников жесткими рамками, но и вседозволенность тоже недопустима. Педагог должен оставаться образцом для подражания и в то же время уметь признавать свои ошибки.

Что самое трудное в работе педагога?
На мой взгляд, самое трудное в профессии учителя — не стоять на месте, постоянно двигаться вперед вместе с учениками. Учитель должен стремиться к новому даже более активно, чем ученики — для того, чтобы вести их за собой. В ежедневной рутине это не так-то просто.

Был ли в вашей жизни человек, которого вы считаете своим главным наставником-учителем?
Не могу назвать одного наставника, на всех этапах жизни — в школе, университете и в профессиональной деятельности — рядом со мной были замечательные учителя, прекрасные люди, мастера своего дела, и это тоже в немалой степени повлияло на выбор профессии. Но необходимо сказать о самых важных — это мой первый учитель и моя мама Наталья Павловна Комкова, моя учительница русского языка и литературы Елена Васильевна Безрукова, педагоги, которые занимались со мной в литературной школе — Николай Васильевич Молотков и Ирина Ивановна Звездочкина. Эти люди больше всего повлияли на мое становление как личности.

Какое у вас самое теплое воспоминание, связанное со школой, учениками?

В течение многих лет наш Центр организовывает летнюю творческую смену, куда приезжают талантливые ребята, увлеченные разными видами художественного творчества, в том числе, литературным. Эти смены всегда проходят ярко и незабываемо как для детей, так и для взрослых. Конечно, педагогам это всегда стоит немалых сил, но результат — когда ребята общаются, заряжаются друг от друга творчеством, учатся и растут над собой — вдохновляет на продолжение этой работы.

За что вам бывает обидно в профессии? Огорчает ли, когда ваш предмет не интересен?
Мне всегда обидно, когда ребята поверхностно относятся к тому, чем занимаются, будь это школьное или дополнительное образование. И еще — когда твои воспитанники не внимают твоим рекомендациям и отказываются воспринимать критику. К сожалению, такое сейчас встречается довольно часто. Литературное творчество — это довольно специфическое искусство, оно не может быть интересно всем. Если уж вы беретесь за него, нужно быть готовым к серьезной работе.

Какие книги из школьной программы вы бы исключили? Какие добавили?
Я не работаю со школьной программой, поэтому мне сложно ответить на этот вопрос. Вряд ли бы я стала что-то исключать, несмотря на то, что ребятам бывает тяжело воспринимать литературу 18-19 веков. Впрочем, это значит лишь то, что ей нужно уделить больше внимания. А добавила бы, может быть, в список книг для внеклассного чтения современных детских и подростковых авторов — российских и зарубежных.

Вы успеваете следить за современной литературой?
Я стараюсь следить за современной литературой. Интересуюсь творчеством Захара Прилепина, мне нравятся его произведения литературоведческого толка. Поскольку работаю с детьми и подростками, я слежу за современной отечественной литературой, которая соответствует их возрасту, и стараюсь приобщать учеников к книгам Дашевской, Жвалевского и Пастернак, Басовой, Рик, Веркина и других.

Есть ли секрет, как заинтересовать сегодня подростков литературой, чтением, как оторвать их от гаджетов?
Секрет, как мне кажется, в том, чтобы найти произведение, которое будет интересно ребенку, а также создать вокруг него читающую среду. Если ребенок с малых лет будет видеть папу и маму с книгой, он тоже будет читать. Если друзья подростка будут увлечены литературой, он волей-неволей заинтересуется ей. Кстати говоря, именно об этом одна из недавно прочитанных мной книг — «Смерть мертвым душам» Андрея Жвалевского и Евгении Пастернак, всем рекомендую.

Есть ли у вас ощущение, что сейчас растет поколение нечитающих? Или наговаривают на ребят злые языки?
Нет, я не думаю, что сейчас дети не читают. Вопрос в том, что читают — и дети, и взрослые. Есть ощущение, что на книжных полках и в интернете сейчас очень много некачественной и даже «халтурной» литературы, написанной зачастую дилетантами, нарушающими правила грамматики и здравого смысла.

Как, по вашему мнению, некачественная литература влияет на читателей?
Такое чтение не только не приносит пользы, но и причиняет вред — читатель привыкает к корявым речевым оборотам, шаблонным сюжетам. Это негативно воздействует на его способность говорить и писать на русском языке. Я вовсе не против беллетристики, но она, вместе с тем, должна быть качественной.

Вы используете какие-то дополнительные средства, чтобы ребята прониклись произведением: смотрите фильмы, ходите в театр?
Если есть возможность познакомить ребят с тем, как литературное произведение отразилось в других видах искусства, стараюсь использовать этот ресурс.

Идеальный ученик для вас – какой он?
Идеальный ученик — тот, который увлечен творчеством, не может не писать, способен воспринимать критику и развиваться.

А идеальный учитель?
Идеальный учитель влюблен в свой предмет. Это личность, способная увлечь за собой ребят.

Наверняка ученики часто приносят вам свои сочинения не по теме школьной программы, то есть свои собственные рассказы, стихи. Как вырастить талантливого ученика? Как отнестись бережно к его первым шагам?
Именно с такими текстами я и работаю — с самостоятельным литературным творчеством. В этом деле важно понимать — нельзя судить всех по одной шкале. У каждого разные возможности, и для кого-то достижением будет написать короткий рассказ, а кто-то сразу замахнется на роман. Важно помочь ребенку найти себя в мире искусства. Необходимо поощрять даже небольшие шаги вперед. Это долгая и кропотливая работа, но успех воспитанника того стоит.

Что скажете, если ученик на уроке объявит, что ваш предмет ему не интересен, он не будет его учить, а может и вовсе планирует его прогуливать?
Предложу написать эссе на тему: «Почему мне не нужна литература».

Социальные сети – зло современной реальности? Вы там есть?
Социальные сети — это реальность, которую нельзя отрицать. Да, я есть в одной, еще со студенческих времен. Правда, искренне не понимаю, зачем людям страницы во всех существующих мессенджерах. Частенько общаюсь в соцсети с учениками и коллегами. Польза, несомненно, есть — в быстроте коммуникации, когда нужно решить какой-то срочный вопрос. Но во всем важна мера, интернет не должен заменять реальность.

В связи с чем вы могли бы сегодня в учебе посочувствовать ученикам?
Могу посочувствовать тому, что у большинства ребят сейчас очень мало свободного времени, особенно в старших классах. Зачастую дети перегружены, особенно отличники-активисты.

Признайтесь, во время учебы в школе вы ведь наверняка тоже не прочитали всю «Войну и мир», «Тихий Дон»? А помните, что еще не делали во время учебы сами?
Нет, я в школе читала все произведения целиком, для меня это было несложно. Помню, разве что, однажды забыла выучить стихотворение Заболоцкого «Журавли», пришлось делать это на перемене перед уроком. В вузе же я миновала некоторые программные тексты.

Дайте вредный совет ученикам.
Находите время, чтобы полениться, — хотя бы полчасика в день.

С героем какого произведения вы себя ассоциируете?
Сложный вопрос. Нередко ассоциирую себя с героиней книги Бел Кауфман «Вверх по лестнице, ведущей вниз».

Поделитесь лайфхаками, как легко запомнить:

А) одет или надет

Б) «не» или «ни»

В) «ться» или «тся
»

По-моему, все лайфхаки давно написаны на страницах учебника русского языка: одеть кого-то, надеть что-то; правописание «не» и «ни» зависит от того, с какой частью речи употребляется частица или приставка; «ться» или «тся» легко проверить, задав вопрос к глаголу: если в вопросе есть «ь», пишем «ться», если нет — «тся».
«Учителей нередко сравнивают с ювелирами, создающими из негранёных камней произведения искусства». Интервью с Валентиной Кудымовой
Почему учителей сравнивают с ювелирами, зачем позволять детям вести себя свободно и задавать вопросы и как воспитать в ученике любовь к писательству. Об этом и не только финалистка второго сезона Евгения Нетронина побеседовала со своим педагогом, Валентиной Ивановной Кудымовой, учителем русского языка и литературы МБОУ «Средняя школа №36» города Дзержинска, Нижегородской области.

Валентина Ивановна, расскажите, как вы пришли к преподаванию. Всегда ли хотели быть школьным учителем? Что привлекло вас в этой профессии?
Решение стать учителем я приняла, когда училась в среднем звене. Учась в начальной школе, я была влюблена в свою первую учительницу. Она была для меня авторитетом. На тот момент мне казалось, что наша учительница самая лучшая! Красивая, добрая и строгая, умеющая дать дельный совет и вовремя отругать, всегда юная душой, с чувством юмора, никогда не оставляющая в беде. Это теперь я могу утверждать, что она была настоящим Педагогом! Но через год после нашего выпуска случилась беда – тяжелая болезнь победила… Для меня это была трагедия! Именно тогда я дала себе слово, что обязательно стану учителем в память о ней, продолжу ее дело, буду учить, воспитывать, влюблять в свой предмет.

Что самое важное в профессии учителя? Без чего не может быть педагога?
Учитель… Педагог… Современный педагог… Каков он? Каким он должен быть? Сейчас много говорят о том, что современный учитель должен обладать коммуникабельностью, креативностью, верой в каждого ребенка, педагогическим оптимизмом, способностью к непрерывному самообразованию и самосовершенствованию, учить ребенка умению анализировать, сравнивать, сопоставлять, обобщать, делать выводы, мыслить критически. Быть одним целым – дети и учитель – это цель, наверное, каждого педагога. А добиться ее можно только кропотливым трудом. Это получится только у учителя, влюбленного в свою профессию. Если у него есть желание отдать, то у ученика обязательно появится желание получить. Когда эти два желания совпадают, получается прекрасный результат.

Как давно вы преподаёте? Есть ли кто-то из общепризнанных учителей, на которых вы равняетесь и к профессионализму которых стремитесь?
Я педагог уже более 20 лет. Не могу выделить какого-то одного учителя, на которого бы равнялась и к профессионализму которого бы стремилась. Учителей нередко сравнивают с ювелирами, создающими из негранёных камней произведения искусства. Так и талантливые педагоги шаг за шагом превращают неопытных учеников в настоящих профессионалов.

Как вызвать у ученика интерес к литературе?
Интерес к тексту не возникает сам по себе. Разумеется, громадную роль играет атмосфера в семье ребенка, вся обстановка. В нечитающих семьях дети очень быстро понимают: «Мама и папа не читают, и у них всё хорошо, зачем мне читать?» или «Маме с папой некогда читать, я тоже хожу в школу и на секцию, значит, мне тоже некогда, можно не читать». Ребёнок должен видеть пример.
Не надо забывать говорить ученикам, что чтение хорошей книги — это удовольствие. Пусть они сначала не поверят, но хоть задумаются о странностях некоторых людей, которым нравится читать. А если этот странный человек — любимая учительница, то кто-то, вероятно, захочет ей подражать.

Каким образом можно воспитать в ученике любовь к писательству?
Писательское мастерство, как любой другой навык, можно и нужно развивать. Если знать правила построения текстов, владеть приемами сторителлинга и регулярно упражняться, писать станет намного проще, а истории будут увлекательнее и ярче.

Можно ли научить школьника создавать художественные произведения?
Главное в писательстве — это практика. Необходимо поддерживать ученика в его первых опытах, даже если они кажутся смешными и неловкими. Отмечать места, которые ему хорошо удались, задавать вопросы, чтобы натолкнуть юного писателя на новые мысли. И почаще напоминать ему, что настоящее мастерство приходит только с опытом.

Как вы думаете, справляется ли современная система образования со своими задачами? Что бы вы изменили?
В последние годы российская система среднего образования постоянно реформируется. Между тем, ни общественность, ни чиновники, ни эксперты не могут четко и ясно рассказать о том, какая школа нам нужна. Проработав в системе образования более двадцати лет, невольно задумаешься над тем, как сделать так, чтобы детям было интереснее учиться, а учителям комфортнее работать. Когда-то наша система образования считалась одной из лучших в мире. И не смотря на то, что сейчас она претерпевает не самые лучшие изменения, при желании нашего руководства, она вновь может занять лидирующее положение, если вспомнить все хорошее, что было в нем раньше и прислушаться ко всему позитивному, что есть в системе образования других стран.

Что думаете о молодом поколении писателей?
Современных российских молодых писателей мало кто знает. Но поверьте, среди них есть много самобытных талантов.

Какие книги вы читаете, кто ваш любимый писатель?
Из любимых авторов на первом месте Ремарк. Читаю его и погружаюсь в особую атмосферу, у каждого автора она есть. У Ремарка грустная, побуждающая к ностальгии. А так очень много из русской классики: Толстой, Чехов, Цветаева.

Есть ли у вас пожелания для других педагогов и учителей в воспитании талантливых учеников?
Работа педагога с талантливыми учениками – это сложный и никогда не прекращающийся процесс, требующий от учителя личностного роста, хороших, постоянно обновляемых знаний в области обучения. Одна из важнейших задач педагога при работе с талантливыми детьми, на мой взгляд, является создание благоприятной обстановки в коллективе и разрешение конфликтных ситуаций. И еще… Позволяйте детям вести себя свободно и задавать вопросы. Если ребенок чем-то интересуется, значит, он думает, а если он думает, значит, учитель кое-чего достиг. После окончания школы, ученик может чего-то достичь, или просто стать хорошим человеком, и, следовательно, учитель свои обязанности выполнил.
«Учитель, перестающий расти, утративший блеск в глазах, становится неинтересен». Интервью с Людмилой Пироговой
Сегодня наша победительница второго сезона Вера Краснобаева побеседовала со своим педагогом и наставником Людмилой Анатольевной Пироговой, учителем русского языка и литературы Лицея математики и информатики города Саратова.

В подробном интервью Людмила Анатольевна рассказала о своем главном наставнике, дала вредный совет всем ученикам, а также заверила, что идеальный учитель в любом ученике откроет талант. Как он это сделает? Об этом и не только читайте в увлекательном интервью.

Людмила Анатольевна, сколько лет вы преподаете в школе русский язык и литературу? Работаю уже 19 год. В школу пришла сразу по окончании университета – и это была любовь со слезами на глазах, но с первого взгляда и навсегда!

Почему выбрали эту профессию, эти школьные дисциплины, что на это повлияло?
Сейчас сказать, почему стала учителем, уже просто и понятно. Наверное, по -другому и быть не могло. Меня окружали настолько влюблённые в книги люди, что невольно вошедшее в сознание, не могло не определить дальнейшего. Как бы не уставала на работе мама или выполняя работу по дому, она всегда находила время читать, везде, днём и ночью. Более того, даже неловко признаться, но перед сном она мне лет до 12 читала. Никогда не забуду атмосферу в комнате: приглушённый свет и такая родная окающая речь. Потом, конечно, были фонарики под одеялом (а мама всё видела, но ни разу не дала понять, что догадывается о моих ночных приключениях с книгами) - и «Два капитана», «Три мушкетёра»...

Но отправной точкой стала история, рассказанная папой, когда мне было года четыре. История девочки с грустными добрыми глазами, девочки, из которой камень вытянул жизнь. Тогда я не знала, что это «Дети подземелья», но то, как отец рассказывал, как отвечал на мои вопросы и задумчиво смотрел на заходящее солнце, так пронзило меня… Говорят, что не мы выбираем, а нас выбирают. Наверное, так и получилось, что, мечтая стать переводчиком, я вдруг подала документы на отечественную филологию. И в школу пришла стихийно, но осталась, думаю, навсегда. И вообще не люблю планировать, добиваться, рваться - люблю жить и наблюдать, смаковать и удивляться – и мечтать.

Быть педагогом – огромная ответственность, с вас берут пример тысячи школьников. Что значит для вас быть учителем?
Идеальный педагог из фильма «Доживём до понедельника», несомненно, является для меня звездой, до которой хочется дотянуться. Выдержка, благородство, честность, глубокие знания – то, к чему и я стремлюсь. Но особенно важно для меня - это то, что учительская деятельность не просто работа, а образ мышления, образ жизни. Это ощущение безоглядной влюблённости в своё дела, в людей, которые тебя окружают.

Есть ли какие-то «опасные» моменты в этой профессии? Что самое трудное в этой профессии?
Конечно, как и в любой работе, есть «опасные» моменты. Для меня, так как литература - дисциплина наиболее эмоциональная, – это отсутствие свободного времени или потеря живого любопытства к своему предмету, остановка на достигнутом. Иногда просто стоишь перед выбором: важнее проверить стопку тетрадей или послушать интересные лекции или прочитать книжную новинку. Важно всё – в этом и есть сложность…. Учитель, перестающий расти, утративший блеск в глазах, становится неинтересен. Сначала ребятам, потом и самому себе.

Был ли в вашей жизни человек, которого вы считаете своим главным наставником - учителем?
Безоговорочной преданности своему делу и любви к детям меня научила мама. Любить и понимать детей так, как она это умела, я учусь до сих пор. А ещё мне посчастливилось, что в моей жизни был главный наставник. Учитель с большой буквы. Анофрикова Людмила Кузьминична. Заслуженный учитель России. Она до сих пор рядом, с советом, с одобряющим тихим взглядом, с грустной улыбкой, если я не права. Я начинала работать, когда школа наставничества не до конца ещё себя исчерпала. После университета с первых дней работы в школе она была моим добрым ангелом-хранителем. Много посещала моих уроков, давала мудрые советы. Даже когда совсем никудышный был урок (это я сама даже тогда понимала), Людмила Кузьминична всегда много-много говорила хорошего и только в конце, словно случайно, обращала внимание на недостатки, и то в качестве пожелания. Как после этого не поверить в себя! Такой интеллигентности, мудрости, доброты и правды человека я больше не встречала. Повстречать такого человека на жизненном пути – невероятная удача.

Какое у вас самое теплое воспоминание, связанное со школой?
Когда я была ученицей, авторитет учителя был непререкаем, для нас он – особый человек. С трепетом к учительской подходили. А когда звенел звонок и учащиеся слышали приближающиеся шаги учителя по коридору, все вытягивались в струнку. Лично я, боялась даже дышать. Но это не был страх… Такие тёплые воспоминания. Особенно мне нравились уроки литературы, вернее, последние десять минут до звонка. Именно это время учитель посвящала чтению не по программе. Это Каверин «Два капитана», Уэллс «Человек-невидимка», Стругацкие… Чтение вживую – самое действенное чтение. Помню, уходить не хотелось, когда звенел звонок, и не только мне, даже самые отчаянные двоечники после таких уроков притихали и с жаром обсуждали книгу.

А если говорить о времени, когда вы сами стали преподавать?
В моей учительской практике столько интересных, забавных и курьёзных случаев с учениками, что все и не перечислить. Главное, что мне особенно дорого в моей профессии, – это трогательная благодарность ребят. Уже давно выпорхнувшие, многие не дававшие о себе знать, вдруг приятной неожиданностью объявляются – и столько веры в учителей, столько доброты. Поистине, неизвестно, как наше слово отзовётся. Но об одном важном моменте я всё-таки вспомню: именно он поставил точку в моём Шекспировском вопросе: быть или не быть. Когда я только начинала работать в школе, многое не получалось, в особенности с шумными пятиклашками. И однажды, расстроенная ещё и ошибочным с моей стороны заполнением журнала, я решила бесповоротно завершить с учительством. Подойдя к столу, я увидела на нём коробку конфет с надписью: «С Любовью». Кто положил, я не знаю, но это стлало так символично, словно был раскрыт секрет – замочек открывается, если будут любовь и доброта. С тех пор так и работаю.

За что вам бывает обидно в профессии?
За что обидно… Конечно, ранит, когда ставят выше точные науки. Понятно, что современные реалии таковы, что информатика, математика очень востребованы, перспективны. Поэтому к литературе относятся достаточно потребительски: она нужна как возможность сдать зачёт по итоговому сочинению. Да и часов русского языка и литературы в современной школе не так много, если это только не профильные классы. Но тут на выручку приходит здравый смысл: нельзя объять необъятного. Научить читать и любить книгу, язык, мыслить и выражаться через творчество можно и при меньшем количестве часов, главное – самому любить слово, нежно дотронуться им до детской души. А учителю всегда мало времени, ведь мир литературы так чудесен, столько хочется прочитать. Другое дело, что итогом обучения становится ЕГЭ, где царит формат и клише. В погоне за такой результативностью учителя, загнанные в рамки, идут на поводу требований…

Какие книги из школьной программы вы бы исключили? Какие добавили?
Мне так трудно ответить на этот вопрос. Сейчас всё чаще его обсуждают не только в СМИ, но и сами учащиеся, пытаясь объяснить свою неподготовленность. Говорят, и А.С. Пушкина с его влюблённой Татьяной рано в девятом классе давать, не поймут Онегина и Ларину: не любили ещё. Я вспоминаю себя в 9 классе – безумно любила Татьяну, хотя о том, чтобы испытать что-то подобное не было и речи. Ф.М. Достоевский совсем игнорируется: понять глубину терзаний отступника Раскольникова даже не и пытаются. Конечно, возрастные ограничения накладывают отпечаток на восприятие текста или даже его принятие. Но есть среди ребят думающие, глубокие, как быть с ними? Под всех тексты не подберёшь. Тем и прекрасна литература, да и любое искусство, что предоставляется выбор. Вот в этом-то и выражается основная миссия учителя: умело открыть перед учениками удивительный мир слова, заинтриговать. Не все ребята это сразу примут. Может, пройдут годы, чтобы заныло, что было заложено в душу, чтобы потянулась рука к непринятому, но не отвергнутому в юности автору. А если вообще не говорить о той или иной книге, может, никогда и не возникнет потребности прочитать, перечитать. Время будет упущено. Добавить хотелось бы многое… Прекрасна литература Серебряного века, литература эмиграции, новейшая. И всё это в 11 классе. И вот тут-то обиднее всего: уроков катастрофически не хватает. А ещё ЕГЭ.

Вы успеваете следить за современной литературой, какие книги вам нравятся?
За современной литературой не всегда удаётся следить. А жаль… Одной из последних книг стал роман Евгения Водолазкина «Оправдание острова». Для меня это стало открытием. Интересный стиль автора, рассуждения о жизни – от частного к символическому обобщению, проникновение в историю.

Есть ли у вас секрет, как заинтересовать сегодня подростков литературой, чтением, как оторвать их от гаджетов?
Секрета нет. Просто, как мне кажется, надо самой очень любить читать, много, вдумчиво, чтобы стать источником ответов и для самих ребят. Ученики нуждаются в ответах, у них столько сомнений, столько разнообразных мыслей, эмоций, что порой они теряются, путаются. И как важно в этот ответственный момент подобрать нужные слова, обратить взор к вечным вопросам, поднимаемым в литературе, подчеркнуть, что подросток не одинок в своих поисках. Через ошибки, сумятицу чувств проходят все герои, и временные границы стираются, потому что есть человек и его душа.

Есть ли у вас ощущение, что сейчас растет поколение не читающих? Или наговаривают на ребят?
Читать, увы, ученики стали меньше. Но в последнее время появилась интересная тенденция. Всё больше ребят стало читать иностранную литературу, чаще англоязычную, причём как классику, так и современную литературу. С чем это связано, не совсем до конца разобралась, но что обсуждать они готовы, рассуждать хотят, в спор вступают смело – это тоже правда. Да и русская современная литература в центре их внимания: Евгений Водолазкин, Марина Степнова, Алексей Макушинский. Именно через общение с ребятами узнаю новые имена, поддерживаю в себе тот живой интерес, без которого в нашем деле никуда.

Вы используете какие-то дополнительные средства, чтобы ребята прониклись произведением: смотрите фильмы, ходите в театры?
Несомненно, чтобы глубже и разносторонне понять произведение, мы с ребятами слушаем лекции литературоведов, сравниваем книгу с экранизацией, ходим в театр, пишем свои продолжения. Вспоминаю свои уроки литературы, на которых допустима была лишь признанная точка зрения на книгу, героев произведения. Сейчас в этом плане проще, интереснее, но и сложнее. Надо прочитать, посмотреть, подумать. И если всё совпало, то какие жаркие дебаты разворачиваются на уроках. Именно о таких уроках мечтает каждый учитель литературы.

Идеальный ученик для вас – какой он? Давайте пофантазируем.
Идеальный ученик – ученик, которому всё интересно. Он, конечно, читает, вдумчиво, наслаждаясь. Ему есть что сказать, с чем не согласиться, он не боится оспаривать авторитеты, но не низвергает их. Он может не всегда быть готов к уроку, но он любопытен на уроке.

А идеальный учитель?
Для меня идеальный учитель – понимающий учитель. Тот, на урок которого стыдно войти, не сделав домашнюю работу, потому что он безгранично доверяет ученику. Идеальный учитель в любом откроет талант: кто-то здорово пишет стихотворения, кто-то тонко анализирует текст, кто-то трогательно описывает первый снег, а у кого-то такой красивый почерк. Главное, чтобы ученик почувствовал свою нужность и важность. А ещё идеальный учитель – это образец верности своему делу. Так важно в жизни иметь близких людей и любимую работу. Это два крыла, которые помогают подняться над приземлённостью, суетностью, это то, что дарит ощущение радости и осмысления всего сущего.

Наверняка ученики часто приносят вам свои рассказы, стихи. Как вырастить талантливого ученика? Как отнестись бережно к его первым шагам?
Я работаю в лицее математики и информатики, поэтому многие ребята увлечены именно этими предметами. Но потребность выражать себя через слово свойственна многим ученикам, особенно в среднем звене, когда стремление заявить о себе так важно в период становление подростка. Более того, творчество через призму точных наук особая история. Ученики пишут. Не боятся этого. Сейчас столько конкурсов, простор для творчества велик. Начинаем с клуба по интересам в лицее. У ребят есть возможность быть напечатанными в школьных периодических изданиях, они могут читать своих творения на литературных вечерах. Главное в первых шагах ребёнка в этом направлении – поддержать, дать понять, что он своими творческими работами интересен, что у него получается. Важно самому искренне верить в ребёнка, удивляться тому, что он пишет. Может, это только пока будет образный язык или интересная композиция. Здесь важно дать понять ребятам, что желание писать - одно из самых прекрасных в жизни, помогающее прежде всего самому человеку понять себя и окружающих. И не главным является, получит ли учащийся признание в конкурсе или нет, а сам процесс творения через созерцание. Донести то, что писать – здорово, самое необходимое в миссии учителя.

Что скажете, если ученик на уроке объявит, что ваш предмет ему не интересен, он не будет его учить, а может и вовсе планирует его прогуливать?
Почувствую обиду и боль, как и любой эмоциональный человек! Но позже явно появится осознание, что учитель - на то и учитель, что он не только учит, но и учится. Учится понимать неокрепшие души ребят, их потребности, дух времени. Наверное, начала бы с себя (правда, с возрастом это всё сложнее делать): что-то пересмотрела в своих уроках. Всё зависит от конкретного ученика и ситуации.

Социальные сети – зло современной реальности? Общаетесь ли там с ребятами, лайкайте их посты, может?
Социальные сети – наша реальность, и отвергая их, мы отвергаем живую жизнь и изменения, происходящие в ней. Несомненно в них много искушений, через которые не все молодые души могут пройти. Но это великолепная возможность общения со всем миром без ограничения, возможность заявить о себе, возможность получения быстрой информации. Несомненно, при разумном использовании пользы больше. И, конечно, я подписана на них, имею возможность быстрого и качественного общения с ребятами. «Выход напрямую» позволяет общаться с учениками вне школьного пространства практически круглосуточно (приходишь утром в школу, а как будто и не расставались вовсе), решать возникающие вопросы быстро, смотреть нужные видео и с жаром обсуждать. Иногда странички ребят позволяют лучше их узнать.

В связи с чем вы могли бы сегодня посочувствовать ученикам?
Посочувствовать современным ученикам могу: большие нагрузки, быстрый ритм. Конечно, в наше время с безумным ритмом жизни и бесконечной разнообразной информацией человек, умеющий жить в ногу со временем, должен учиться всему этому уже в школе. Но как порой обидно, что время на свой внутренний мир у ребят не остаётся, не все могут понять, чего они хотят, к чему лежит душа. Именно эта скорость не всегда позволяет взять книгу в руки. Простая радость жизни ускользает, умение довольствоваться малым. Это как у В.М. Шукшина: «…один воздух чего стоит! Утром окно откроешь, <…> обмоет тебя всего». Очень бы хотелось, чтобы душа у ребят пела, чтобы жизнь как явленное чудо виделась. Тогда, мне кажется, меньше несчастливых людей вырастало бы, больше добра было.

Признайтесь, во время учебы в школе вы ведь наверняка тоже не прочитали всю «Войну и мир», «Тихий Дон»? А помните, что еще не делали во время учебы сами?
Напротив, читала я много, не только по программе. К уроку всегда была готова. Уже за летние каникулы список литературы прочитывала. Другое дело, что не любила на уроках литературы отвечать. Было такое ощущение, что не должно то, что воспринимается как таинство (а чтение для меня сродни таинству), переводиться в форму вопросов-ответов. Казалось, да и сейчас порой кажется, сколько ни обсуждай, что-то глубинное всё равно ускользнёт: разве можно до конца постичь душу автора. Другое дело, приблизиться к загадке…

Можете дать вредный совет ученикам?
Ещё как могу! Чудите! В большой (во взрослой) жизни с вами останутся воспоминания юности, которые будут вашим спасательным кругом в море свершений, поисков, но и разочарований и потерь. Поэтому сбегайте с уроков в кино, смотрите на небо, по которому проплывают причудливые облака, пока вам объясняют теорию чисел Эйлера. Но всё должно быть в меру!

С героем какого произведения вы себя ассоциируете?
Только с Татьяной Лариной. Люблю в ней тишину. Мне ближе Татьяна «деревенская», её образ жизни, её романтичность, её восторженная влюблённость. В её жизни было место уединённым прогулкам, медленному чтению, беззаботной свободе.