шестой сезон
2023/2024
Всероссийский финал литературного конкурса "Класс!"-2024 в фотографиях и видеороликах
настроение и атмосферу Всероссийского финала литературного конкурса «Класс!» в столице запечатлели Виталий Рейслер и Антон Дмитриев.
Всероссийский литературный конкурс «Класс!» без купюр и между строк
Здесь и правила конкурса, и досье на членов жюри, и разговоры с финалистами, и мистический город, и чей-то 9 класс, и... Впрочем, мы и так слишком много рассказали.
Врубаем все мощности VK Видео и оказываемся там, где творится история современной русской литературы. Конкурс «Класс!» без купюр и между строк – погнали!
06 сентября 2024
Миры
Писатели - те ещё выдумщики миров, можно сказать, что это их основное занятие. Но одно дело создавать мир одному с помощью слов, воображая себя демиургом, а другое - в команде, используя ватман и фломастеры.

Но нашим финалистам и такое задание было нипочём, ведь они успели перезнакомиться, найти много общего и сплотиться ещё до приезда в Москву - в секретном чате! И, как и в предыдущих сезонах, среди них оказалось немало художников. И разве это задание или соревнование? Это просто способ получше узнать и сработаться с коллегами по мастерской.

И какие же миры родились из-под фломастеров ребят за считанные 20 минут?

Планета, составленная из кусочков, разных, но одновременно похожих, как наши финалисты, где среди овощей главенствует кабачок. Вселенная котов (привет 5 сезону). Мир, разделённый между квадратными и круглыми людьми. Планета литературы (куда без нее на писательском конкурсе). И королевство гномов.

Ребята не только создали эти миры, но и красочно рассказали о них, так что захотелось отправиться исследовать их или использовать в текстах.

Единственной нерешаемой задачей во всем этом деле было определить, какой же из миров лучший. Мы точно не справились. А вы?
Опыт покорения. Как начинающим писателям результативно взаимодействовать с издательствами?
Литературный вечер с главным редактором издательства "Абрикобукс" Людмилой Никитиной, писателем и членом жюри Ниной Дашевской, писателем и редактором издательства "Самокат" Асей Кравченко и писателем Александрой Зайцевой
Для того, чтобы улететь далеко в космос и стать настоящей звездой, нужно научиться крепко стоять на ногах и глубоко нырять за новыми смыслами. Много ходить и желательно без наушников, заполняя пустую голову собственными идеями.

С такой мысли начался финал шестого сезона. А поделились ей главный редактор издательства "Абрикобукс" Людмила Никитина, писатель и член жюри Нина Дашевская, писатель и редактор издательства "Самокат" Ася Кравченко и писатель Александра Зайцева.

Самый большой страх писателя - страх перед чистым листом. И наши спикеры дали совет, как его избежать: не писать, а записывать, ловить мысли на ходу, как бабочек в сачок, и не давать им шанса улететь. Так, из одной фразы "Ночью мы танцуем на крыше" у Александры Зайцевой выросла целая повесть, с которой она стала лауреатом конкурса.

Ещё один секрет: писательство всегда внутри нас, и оно умирает, когда нам становится неинтересно. Так что, бродя по жизни, надо не растерять любопытство. И помнить, что наше творчество полюбят другие, только если оно нужно нам самим.
На Класс!ных встречах мы часто и много говорим о писательстве и книгах, а как насчёт издательств? Как, например, действовать, чтобы его основать?

Как главный эксперт в этом вопросе Людмила Никитина рассказала, что ее издательская история началась в четыре года, когда она видела пример своей мамы. А вообще в этом деле главное - смелость и щепотка наглости, что пригодится любому начинающему автору.

И также часто мы говорим на наших встречах о хороших текстах и секретах успешных рассказов. А вот какую рукопись можно назвать откровенно плохой? Спикеры признались, что на этот вопрос каждый отвечает сам, но вот, что точно может испортить текст - штампы и клише, их лучше избегать.

Кстати, автором этого вопроса, который оказался самым интересным по мнению наших гостей, была София Земцова. По традиции она получила в подарок книгу с автографами спикеров.

Такая встреча открыла финал и проложила ребятам дорогу на пути познания себя. Они продолжат узнавать друг друга и себя как писателей на лекциях и мастерских!
07 сентября 2024
От идеи к рассказу: советы молодым авторам.
Встреча с членами жюри
После посадки на писательские судна на общей встрече с жюри финалисты поплыли по рекам своих мастерских.

У всех этих рек общий исток: обсуждение рассказов друг друга. Финалисты делились мнениями о текстах и слушали критику и похвалу своих мастеров.

Многие говорили в интервью, что ещё ни разу не получали отзывов на свои рассказы или боятся их. На мастерских у ребят была возможность преодолеть этот страх и послушать целых десять отзывов на свои тексты.

Но отзывы - это далеко не все, что получили финалисты на мастер-классах. Они искали точки соприкосновения с членами жюри и друг с другом, делились своими творческими планами, обсуждали, как лучше выстраивать сюжеты, использовать тонкую, как лёд, драматургию. Вместе они придумывали альтернативные финалы рассказам и дорабатывали характеры героев, обсуждали, как не затянуть с экспозицией и выстрелить кульминацией.

И, конечно, куда писатели без воздуха, который наполняет воздушный шар текста перед полетом - слов. Каждый автор уделил большое внимание метафорам и стилю при обсуждении текстов финалистов.
Мастерская Вадима Панова
Сегодня мы начнем заглядывать в закулисье мастерских и узнаем все советы и секреты, которыми члены жюри поделились с финалистами, чтобы вы их положили в копилку и использовали в своем творчестве.

Первая дверь, которую мы откроем, ведет в мастерскую Вадима Панова. Как вы думаете, чему могу научиться реалисты у фантаста? Прежде всего – представлять свой текст в виде картинок, чтобы сделать все как можно более правдивым. Ведь любой рассказ должен быть убедительным! О чем бы ты не писал и в каком бы жанре не работал, нужно хорошо в этом разбираться, чтобы не допустить логических и фактических ошибок, что может сразу броситься в глаза читателю.

Персонажи – такие же люди, как мы, авторы, так что важно давать им подходящие имена, которые хорошо звучат и вплетаются в ткань повествования. Мелочи играют большую роль: используя их, можно удачнее передать характер героя, чем с помощью подробных описаний. И лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать! Так что героя надо показывать, а не рассказывать о нем.
А вот целый текст точно надо услышать. Прочитайте рассказ вслух, и тогда поймете, что плохо легло на бумагу, где мысли можно сформулировать проще и сделать их благозвучнее.
Помните о диалогах – это, пожалуй, одна из самых сложных частей рассказа. Они должны быть живыми и легкими. Не забудьте также потравить паразитов в своем тексте, в том числе не самого заметного из них – слово "свой".

Вадим считает, что текст не дорога, и поэтому он не должен быть ровным. Бугристая или извилистая структура – то, что надо, а в конце восход на вершину-кульминацию.

Кульминацией мастерской было эссе на тему "День в конце зимы". И это мысленно перенесло финалистов в дни, когда они еще писали свои рассказы на конкурс и отправляли заявки…

Закрываем дверь и идем дальше по закулисью мастерских.
Мастерская Дмитрия Воденникова
Как известно, человек зачастую смеётся от «открытия» для себя. Что-то происходит, и мы смеемся не от того, как это и что это, а просто от самого факта, что такое произошло. На мастер-классе Дмитрия смех на замолкал, потому что финалисты непрерывно делали открытия для себя.

И чтобы все могли раскрыться и открыть самих себя, мастер коротко комментировал каждый рассказ, а потом давал слово участникам, часто подмечая: «А это вы хорошо сказали, повторите». Так ребята поучились хвалить и критиковать чужие тексты, находить в них и плюсы, и минусы. Шутки приветствовались!
И часто обсуждение текстов переходило в разговоры об искусстве в целом, литературе, кино, творчестве. Обсуждение было на равных, и финалисты очень порадовали мастера своим кругозором.


Как и другие члены жюри, Дмитрий отметил, что не нужно объяснять смысл своих слов, ведь тогда это будет означать, что либо вы сами не поняли, что написали, либо ваши слова слишком трудны для восприятия.

И чтобы потренироваться в точном и кратком формулировании идей, ребятам предложили написать словами «Черный квадрат» Малевича. Эксперимент получился интересным, и вот несколько работ, которые мы хотим показать:
«Темнота. Фонарь. Пылинки». (Анастасия Егунова)
«Вечер. Квартира. Крики. Окно. Площадка. Дети. Дождь. Цветы. Тишина». «Горе гор». (Александр Масякин)

Любопытно? Тогда пойдемте в следующую мастерскую смотреть, в какие еще фигуры складываются слова финалистов.
Мастерская Яны Вагнер
Проходим мимо двери, за которой идет мастерская Яны Вагнер, и оттуда слышим:

«Все как хотел, моя мечта сбылась.
Я Вагнеровец, это очень круто!
И мастер-класс, и встреча удалась -
Ее я буду помнить поминутно.
Ошибки, недочеты вскрыты все.
Готовы следовать советам смело!
И в новом тексте мы во всей красе
Применим знания, ученья в дело».

Это Павел Киселев радуется, что попал на мастер-класс своей любимой современной российской писательницы!

Яна сразу создала дружескую теплую атмосферу, располагающую к творчеству и общению. Павел, например, успел не только взять заветный автограф, но и угостить мастера байкальскими кедровыми орехами.
Яна высказывала свое мнение о рассказах финалистов, хвалила, но и в чем-то критиковала тексты, делясь опытом и знаниями, и дала ребятам понять, что их творчество прекрасно, а замечания – лишь повод узнать что-то новое. Также ребята сами делились мыслями насчет рассказов друг друга и задавали вопросы.

И, конечно, кроме автографов ребята унесли с собой целый багаж писательских секретов и приемов. Какие бывают крючки, на которые можно ловить читателя? Как насчет начать с финала или держать интригу до последнего? Читатель – человек самостоятельный, так что не стоит ему все разжевывать и переживать, что он чего-то недопоймет. И не стоит слишком развернуто объяснять финал текста, а лучше закончить на конкретной острой эмоции, не размазывая еë дальше, как масло по хлебу.

Еще Яна поделилась лучшим способом редактуры – читать вслух свой текст. Так сразу обнаруживаются лишние слова и предложения, особенно однородные прилагательные. Например, из «деревянного черного лакированного стола» лучше сделать просто «лакированный стол».

И еще один секрет от мастера: юмор – украшение для текста любого жанра, от детектива до хоррора. Смело используйте его, чтобы добавить красок в текст.

И в конце мастерской по горячим следам своего путешествия в Москву ребята написали эссе на тему «Один день в чужом городе». У кого-то вышел рассказ, ну а кто-то оформил свой полет фантазии в стихотворение.
Мастерская Анны Матвеевой
Мы продолжаем наш путь в лабиринте писательского закулисья. Где-то здесь была дверь?...

Да! Заходите, садитесь, тут идёт онлайн-конференция. Наш следующий эксперт, Анна Матвеева, к сожалению, приболела и не смогла присутствовать на мастерской очно, поэтому ребята черпают мудрость через Zoom и признаются: несмотря ни на что, все три часа мастер духовно с ними и даёт действительно важные советы!

Например...
Если отображаете в книге реальные места и события, узнавайте о них больше информации. Со многими топонимам у людей складываются особые ассоциации, и этим нельзя пренебрегать.


Пишете о новой, необычной для вас теме? Спросите мнение человека, который испытал жизненную ситуацию, похожую на вашу из рассказа. Тогда мысли и чувства героя обязательно станут правдоподобными. Ведь персонажи должны быть яркими и запоминающимися.

Отдельное предупреждение коснулось метафор и переносных смыслов: их стоит делать интуитивно понятными, тогда они вызовут нужные эмоции и чувство узнавания. А самой частой заметкой от Анны стало: "Если надо объяснять, то не надо объяснять".

Участники мастерской тоже активно делились своим мнением о произведениях друг друга - так много хотелось сказать, что времени на эссе не осталось. Поэтому две замечательные темы ушли к финалистам в качестве домашнего задания: «150 миллионов» и «По дороге на пятый этаж».
А какие сюжеты на эти темы развернули бы вы? Делитесь мнениями!

В завершении мастерской ребята собрали тёплые слова для подарка Анне - с благодарностью и лучшими пожеланиями!
Мастерская Нины Дашевской
Слышите голоса за дверью мастерской Нины Дашевской? Это финалисты активно обсуждают рассказы друг друга и делятся своими впечатлениями.

А вслед за ребятами подводит итог сама Нина и делает общий вывод по каждому тексту. Это еще одна мастерская, где участники могли проявить себя как критики, а не только как писатели и читатели. При этом Нина никогда не давала однозначной оценки, раскрывая и сильные, и слабые стороны рассказов ребят.

Так распределились баллы финалистов, что у фантаста Вадима Панова в основном оказались реалисты, а у реалиста Нины Дашевской наоборот – фантасты. И мастер очень рада тому, что даже в творчестве молодых писателей сейчас возрождается жанр фантастика и что среди рассказов финалистов есть тексты на космическую тематику.

Чему же могут поучиться фантасты у реалиста? Многому! В первую очередь, конечно же, стилю и слогу, как и у любого опытного писателя. Нина посоветовала не использовать красивых слов ради красивых слов и не делать искусственных переусложнений. И нужно быть особенно пристальным с логическими ошибками: они могут подкарауливать в самых неожиданных местах.

И что может быть лучше, чем учиться на чужих ошибках или заимствовать в свой текст чужие удачные придумки? Нина дала неожиданное задание: написать эссе по мотивам рассказа одного из участников мастерской, используя его идеи или дорабатывая недочеты, или дописывая, а, может быть, и совсем переписывая его…

Ребята на ура справились с этим заданием, и в конце мастерской каждый поделился, откуда приехал и какие впечатления на него произвела Москва.

Ну что ж, вот мы и обошли все закулисье театра под названием «Шестой сезон конкурса “Класс!”». Надеемся, по дороге вы набрались новых знаний, чтобы написать рассказы, которые мы будем ставить уже в театре седьмого сезона.
Современные писатели о классиках»: писатель Павел Басинский представил свою книгу «Подлинная история Анны Карениной»
— «Анна Каренина», «Анна Каренина», «Анна Каренина»! — так ответил Фолкнер на вопрос о трёх главных романах в истории. И так сказал Павел Басинский , автор «Подлинной истории “Анны Карениной”», выпущенной в издательстве АСТ Редакции Елены Шубиной.

Пока финалисты работали с писателями на мастерских, мы организовали встречу для сопровождающих с Павлом Басинским, биографом Льва Толстого и Максима Горького, дважды лауреатом премии «Большая книга».

Павел рассказал, почему Толстой во время написания «Анны Карениной» перестал вести дневник, почему этот роман стал отдыхом для Льва Николаевича после написания «Войны и мира» и как Пушкин помог Льву Николаевичу начать эту книгу: «Старший сын Толстого Сережа оставил на подоконнике книгу повестей Белкина, открытую на фразе «Гости съезжались на дачу».
Толстой заметил книгу, прочитал эту строчку и вскричал! «Так и надо начинать роман», — сказал Лев Николаевич, и принялся за «Анну Каренину».

В зале нашлось много ценителей Толстого. Сопровождающие задавали Павлу Басинскому вопросы как сразу после лекции, так и во время автограф-сессии.

На вопрос из зала о самом знаменитом эпизоде романа Павел Басинский ответил: «Я убежден, если бы Анна Каренина в конце романа не бросилась под поезд, а утонула, как было в черновиках, то роман не получил бы такой славы. Эта трагедия, пожалуй, спасла роман, ведь главная сцена «Карениной» не имеет себе равных по фатальности, символизму и выразительности».

Финал нашей встречи был куда более позитивен! Для каждого из сопровождающих мы подготовили подарок: специальное издание романа «Подлинная история “Анны Карениной”» к выходу сериала «Тайны Карениной».
Современные писатели о классиках» Анна Хрусталева рассказала о своей книге «13 друзей Пушкина»
«В годы Пушкина ведро Цимлянского вина стоило 7 рублей. 95 рублей стоила “История Государства Российского”». Лекция Анны Хрусталёвой для сопровождающих наших финалистов — бесценна.

Анна — сотрудник Государственного музея А.С. Пушкина, писатель и автор книги «Тринадцать друзей Пушкина», выпущенной в издательстве "Бослен" (и в ней почему-то нет ни слова про Брэда Питта и Джорджа Клуни), рассказала о первых публикациях Пушкина, об историях из его детства, лицейской поры и, самое главное, о его друзьях: Василии и Льве Пушкиных, Василии Жуковском, Иване Пущине и других. Внимание уделили каждому! Анна особенно отметила, что ей при работе над книгой хотелось рассказать про его друзей как про отдельных, самобытных личностей со своими сложными судьбами, полными побед и поражений.


Мы узнали, почему на «гусарского поэта» Дениса Давыдова обиделся Наполеон: слишком успешной получилась тактика партизанской войны, которая для Бонапарта казалось нечестной. Возможно, если бы он дружил с Давыдовым, как Пушкин, история повернулась иначе.

Также Анна рассказала, что благодаря Жуковскому Пушкин был сослан не на Соловки, а на юг. И добавила: «Всем бы нам быть сосланным на юг, хотя бы на три недели в год».

Одна строка «Евгения Онегина» стоила как корова — 25 рублей. Ну а мы подарили книгу «13 друзей Пушкина» всем сопровождающим!

Лекция настолько понравилась слушателям, что обсуждение продолжилось прямо во время автограф-сессии.
Театрализованная экскурсия «Привидения и ведьмы Москвы» с графом Сен-Жерменом. От Булгакова до Гоголя
А вечером второго дня финала, после лекций и мастерских, участники и сопровождающие отправились узнавать Москву с новой мистической стороны. И делали они это под предводительством графа Сен-Жермена с чистым московским выговором.

Все началось с улицы, которая была главной в столице во все времена, - Тверской. Вспомнили о Пушкине (а этот главный москвич упоминался много раз во время экскурсии), увидели мистический театр в честь его имени и прикоснулись к двухсотлетнему дубу с особым знаком, который, как и положено любому уважающему себя дубу, окружен цепью. Говорят, около него когда-то совершали ритуалы 13 юных ведьм...

Проехали мимо храма, в котором венчался Пушкин, и оказались на самом аномальном месте Москвы - Патриарших прудах или козьем болоте, где когда-то протекала река Кабанка.

И, конечно, увидели почти все семь сталинских зиккуратов, про которые поговаривают, что они были построены по плану Якова Брюса.
Граф рассказал ребятам по секрету, что в московском метро есть поезд-призрак, из которого нельзя выйти и в который точно не стоит садиться. И, кроме того, Сен-Жермен любезно посоветовал никогда не читать (а лучше вообще забыть навсегда) одну повесть Пушкина и одну Гоголя...

Москва, безусловно, - город призраков и ведьм. И чтобы изгнать из себя всю накопившуюся за финал нечисть, в конце экскурсии был проведен искрящийся ритуал очищения.
8 сентября 2024
Искусство перевоплощения. Как начинающему писателю стать маститым драматургом?
Как вы могли заметить по рассказам финалистов, 6 сезон - сезон фантастики и драматургии. И поэтому последний самый волнительный день финала стал фантастически театральным: поездка на ММКЯ, театральная дискуссия, награждение, спектакль в МХТ имени А.П. Чехова, радостно-грустный прощальный ужин...

Начнем по порядку. На ММКЯ ребята погрузились в удивительный мир современных издательств, в которых наверняка будут публиковаться в будущем, а после присоединились к дискуссии "Искусство перевоплощения. Как начинающему писателю стать маститым драматургом?", организованной совместно с издательством "КомпасГид". Она была основана на книге "Будь ярче!", куда вошли пьесы молодых драматургов. Представьте себе: некоторым авторам было по 13 лет, когда они начинали писать тексты, которые взяли в сборник!

У ребят была уникальная возможность услышать истории и советы от критика Милы Деневой, режиссера и актрисы театра "РэПэТэ" Дарьи Трифоновой, редактора сборника Ольги Громовой, а также авторов Анны Сливко и Александра Разова.
Ольга Громова рассказала, что давно хотела вернуть в издательство "немодную" драматургию и особенно в авторстве молодых ребят, которые так редко берутся за этот жанр. Кстати, она поделилась, что пьесы нового поколения совсем другие по сравнению с предыдущими - иные ситуации и истории и герои говорят совсем по-другому. "Будь ярче!" - это действительно смелый эксперимент, портал в пьесы, которые, возможно, будут ставить в таких же молодых и ищущих свой голос театрах!

А что делать прозаику, который хочет попробовать себя в драматургии? Эксперты посоветовали прислушиваться к диалогам и передавать их в текстах как можно ближе к жизни, а также читать их вслух, думать о сюжете в детальных картинках и опираться на конкретные прототипы при создании героев.

Нет сомнений, что после такой живой и вдохновляющей дискуссии кто-то из финалистов попробует себя в роли драматурга или продолжит уже начатые эксперименты!
Специальная номинация - "Выбор педагогов"
Вот уже второй год в нашем конкурсе есть специальная номинация - "Выбор педагогов". Учителя из Гильдии словесников читают рассказы финалистов и выбирают своего победителя. Это особая номинация, ведь признание профессиональных филологов и преподавателей не так легко заслужить, потому что они работают со многими талантливыми ребятами, которые наверняка не перестают их удивлять своим тонким чувством языка и слова.

Мы хотим сказать большое спасибо педагогам из Гильдии словесников за то, что уже второй год уделяют внимание нашим финалистам и помогают в поисках новых звезд литературы и их развитии! И отдельное спасибо Надежде Колодиной, которая пришла лично поздравить и вручить диплом победителю.

В этом году учителя выбрали победителя Дмитрия Данилова, и мы спросили у него о впечатлениях от получения этой награды и общения с современными писателями.

- Как ты думаешь, почему твой рассказ понравился педагогам?

- Полагаю, что из-за нестандартной ситуации и концовки. Я выбрал самый легкий, но в тоже время недооцененный способ - жалость. Достаточно легко надавить читателю на жалость, тем самым вызвав у него много эмоций.

- Что ты почувствовал, когда услышал, что твой рассказ выиграл в этой номинации?

- Я вообще не ожидал этого, по началу подумал, что это всё сон.

- Как появилась идея "Игры"?

- Идея пришла не сразу, рассказ переделывался три раза. Самым трудным было подобрать имя для смерти (изначально это была девушка медсестра), как-то услышал разговор, в котором промелькнула фраза «Меня чуть Кондратий не схватил», дальше думаю всё понятно…

- Какой самый важный совет ты услышал от своего мастера Яны Вагнер?

- Урок, который я вынес, заключается в том, что в любом рассказе, романе и т.д. не помешает немного юмора, чтобы несильно нагружать читателя.

- Будешь участвовать в следующем сезоне? Что бы ты посоветовал всем, кто в конце года начнёт писать работу для конкурса?

- Смотря какие темы будут, но в целом собираюсь. Совет: не пишите всё за один день, уделите недели две-три и тщательно перечитывайте.
Специальный приз от российского производителя одежды «Обнял»
С каждым годом номинаций в «Классе!» становится всё больше и больше! В этом сезоне специальный приз от российского производителя одежды «Обнял» взяла Софья Постникова из Чувашской республики.

«Победа в номинации действительно поменяла некоторые вещи в моей жизни!» - отметила Софья

- Во-первых, победа дала понять, что мои работы действительно достойны быть прочитанными и понятыми. Думаю, валидация - важная вещь для многих писателей, мне было приятно получить её здесь, на конкурсе всероссийского масштаба. Писать, безусловно, захотелось больше. Самосовершенствоваться, учиться новому и вернуться на «Класс!» с работой, которая затмит прошлогоднюю!
Анна Лебедева, основатель компании «Обнял», назвала эту работу «самой тёплой и уютной» из всех 50-ти. А вот Софья призналась:

- Я никак не могла подумать, что это будет о «Мысли». Во время написания рассказала я обозвала главного героя сыном Раскольникова и Базарова. Это история о глубоко несчастном человеке, который на самом деле никогда не был ни в чём убеждён. В рассказе есть строчка: «...он не чувствовал, что он лучше – он знал это и был уверен в данном факте так же, как был уверен в своём имени, например». Дело в том, что я ни разу не назвала имя героя:)

Мы также узнали у автора несколько интересных фактов о рассказе:

- Идея родилась совершенно случайно, как рождается большинство хороших идей. Дело было - зимой, по программе в десятом классе мы читали «Преступление и наказание», наверное, это сыграло свою роль. Часто мне говорили, что находили в герое рассказа собственные черты, но про себя саму я так сказать не могу. Главный герой - это абстрактный собирательный образ, сложенный из персонажей кино и книг с похожим архетипом. Хотя обычно в поп-культуре герои, похожие на моего, поголовно очаровательные мерзавцы, которым все готовы простить то, что они говнюки. Моя работа похожа больше на деконструкцию такого тропа, я думаю. Все мы люди и все мы чем-то похожи, не стоит забывать о своём человеческом начале.

София поделилась и мнением о финале конкурса:

- Мне понравилась организация, конечно, атмосфера. Самой полезной частью финала я считаю мастерскую Яны Вагнер - было приятно пообщаться с таким открытым человеком и услышать качественную обратную связь на свою работу. Грустнее всего было уезжать, конечно. Следующий сезон станет моим последним, поэтому я хочу выложиться на полную. Всем, кто будет писать работу для конкурса, хотелось бы ответить простой поговоркой: если долго мучиться, что-нибудь получится.
Специальный приз от издательства «Самокат»
Если вам скажут, что в конкурсе «Класс!» только 6 победителей - не верьте, это было давно и неправда!

В этом году у нас появилась ещё одна специальная номинация: на финале впервые был вручен особый приз от издательства «Самокат».

«Самокат» - одно из самых авторитетных издательств детской литературы в России. Выбирает книги для детей, подростков и родителей так, чтобы они отвечали на важные вопросы взрослеющего человека и дарили радость чтения; знакомит российских читателей с лучшими детскими книжками мира. За время работы «Самокат» получил множество профессиональных премий в России и за рубежом.


Победителем в номинации стала Василиса Коржова из республики Коми с рассказом «Операция "Ива": неудавшийся эксперимент». В подарок она получила возможность напечатать конкурсный рассказ в одном из сборников издательства.

Вот, что сказала о её работе PR-директор «Самоката» Полина Юдина:

«Это прекрасный рассказ, который мы выбрали коллективно. Это замечательный, особый талант, чуткость к языку для передачи речи. Даже драматурги не умеют так с этим работать, а вы, Василиса, делаете это прекрасно».

Но самыми строгими и душевными критиками для финалистов остаются сами же финалисты. Мы узнали мнение ребят о рассказе Василисы и получили несколько отзывов.

«Люблю нетипичные интерпретации тем. Сделать, казалось бы, звучащую так по-доброму «старую иву» антагонистом - это мощно! И этот ироничный мир вышел захватывающим своей чудностью. Читаешь, как смотришь настоящий сон, всему веришь.. А в конце «просыпаешься» вместе с героем, и думаешь с некоторым успокоением: «А, это сон был, конечно..» Но в процессе чтения и мыслей таких нет!
Очень ламповым и забавным вышло общение учëных из сна. Куча крутых гэгов, особенно полюбились авторские крылатые фразы в духе «не моих перчаток дело» или легендарного «закрой свой бутон»!
Единственное, бывали формулировки в начале, о которые я прям спотыкалась. Но по закону жанра, пожалуй, органично)
В общем, рассказик - чудо! Мультик прям в голове идëт.
(Или всë же сон?? Надеюсь, меня сегодня во сне никакая ива не захватит))»

© Анастасия Егунова

«Рассказ мне понравился, я даже отправила его друзьям) Очень уж он приятный, если так можно выразиться.
И юмор, и мораль, и интересный сюжет - а произведение всего на пару страниц... Хотелось бы продолжения или даже сборник историй из этой лаборатории.
Больше всего мне запомнились и понравились диалоги, т.к. считаю, что они отображают характеры персонажей, и то, насколько происходящее реалистично (в смысле, персонажи не просто бревна). А в этом рассказе диалоги были шикарны)»

© Маргарита Сибирцева

А какие у вас остались впечатления от истории неудачного эксперимента Петровича и Михалыча? Заставило улыбнуться?
Специальная номинация - "Выбор старшеКласс!ников"
Каково примерить на себя роль члена жюри конкурса тому, кто еще совсем недавно в нем участвовал? Это волнительно и интересно! Совпадет ли мнение молодого жюри с оценками опытных и признанных писателей?

Вот уже второй год "Класс!" зовет своих выпускников, чтобы они наградили победителя в номинации "Выбор старшеКласс!ников".

Интересно, что вот уже второй раз мнение молодого и основного жюри расходится: ребята выбрали в качестве победителя Ивана Чимбилеева из Свердловской области.

Мы поинтересовались у Ивана, чем же подкупил его рассказ победителей прошлых сезонов. И вот, что он ответил: "Думаю, я выиграл в этой номинации, потому что мы со старшеКласс!никами сверстники, одним и тем же дышим, танцуем под одну музыку.
Одинаковым болеем. Это во-первых. А во-вторых, потому что рассказ смешной. Юмор располагает. Когда меня выбрали в номинации, я, вестимо, был рад. Приятно, когда работу признают товарищи".

Еще Иван поделился, как у него складывались "отношения" с рассказом "Свидание": "Я стараюсь не придумывать насильно идею. Когда я сажусь целенаправленно писать на заданную тему, получается лажа и "головняк". Много пустых мыслей, неживых и безэмоциональных. Хорошо, если идея приснилась. Или сама собой родилась. Вот со "Свиданием", положим, у нас с первого взгляда случилась любовь и взаимопонимание. Как – не знаю".

Иван был на мастерской Анны Матвеевой и рассказал, что самый ценный совет, который он услышал, - думать над названием. А конкурс ему в целом понравился своим духом творчества, удивительной атмосферой, располагающей к новым к писательским экспериментам. От победы в номинации "Выбор старшеКласс!ников" его литературный планы только окрепли. "Держим курс на творчество" - как сказал Иван.

Желаем и вам продолжать держать курс на творчество, добавлять юмор в рассказы и придумывать им хорошие яркие названия! И обязательно прочитайте "Свидание", если вы еще этого не сделали!
Для того, чтобы улететь далеко в космос и стать настоящей звездой, нужно научиться
3 сентября 2023
Церемония награждения победителей
Космическая станция "Экспоцентр".

От Земли до космоса доходит радиосигнал со второго сезона: как и в тот год награждение проходит на главной сцене Московской международной книжной ярмарки.

Вот планета "Класс!" и совершила ещё один годичный оборот. Сложилось новое созвездие из 6 победителей, созвездие из 5 финалистов, чьи рассказы будут опубликованы в журнале "Юность", зажглись 4 ярких звёзды отдельных номинаций: народное голосование, выбор педагогов, выбор страшеКлассников, гран-при.

Но не менее ярко светятся улыбками и радостью за новых друзей остальные 36 звезд-финалистов.А в глазах родителей и преподавателей даже капли слезинок - безграничное счастье.


Как завещала в своем победном рассказе Алена Заика, на планете "Класса!" побеждены все страхи: страх чистого листа, не быть услышанным, понятым и принятым, не быть собой, страх одиночества.Они были преодолены на лекциях и мастер-классах, на теплоходе и в течение каждой минуты написания общей юбилейной летописи.

И каждая звезда теперь будет источать свет творчества и счастья ещё миллиарды неземных лет.
А что было дальше?
Команда конкурса "Класс!" всегда старается уделить внимание каждому финалисту. Для нас важно, чтобы на финале всем было комфортно и интересно. Потому что, как точно недавно подметил Андрей Усачев, писатели - не спортсмены, между ними нет конкуренции, а каждый автор для другого - моторчик!
Мы хотим, чтобы ребята знакомились, общались, поддерживали друг друга.
И мы делаем для этого все,что в наших силах.
И испытываем огромное счастье, когда у нас получается!

В этом году финалистка конкурса Даша Потапова написала стихотворение, посвятив его нашей команде.
Мы перечитали его уже много раз, прослезились и с разрешения автора делимся им с вами, друзья!

Даша, спасибо вам огромное за такие теплые и талантливые строки о нас!
Да, герои не носят плащей,
Отличает их всех не одежда.
Те, кто вправду спасает людей,
Носят веру, любовь и надежду.

Мы привыкли себе представлять
Как героев пожарных, военных.
Но нельзя никогда забывать
Добродетелей обыкновенных.

Я пишу вовсе не о врачах,
Хоть их труд, несомненно, бесценен.
Но восславить хочу я в речах
Тех, кто стал для меня незабвенен.

Я всем сердцем вас благодарю
За душевность, любовь и заботу
И за то, что в финальном бою
Помогаете нам сквозь дремоту.

От лица финалистов хочу
Вам сказать я: мы так благодарны,
Что нас приняли в эту семью,
В Класс!, что стал для всех нас легендарным.

Даша Потапова. 2.09.2023
Церемония награждения на ММКЯ.
Вспоминаем не только улыбки, но и слезы счастья, и обнимашки!
А ещё, как ходили по ярмарке, знакомились с современными издательствами и авторами и вместе зажигали на главной сцене под гимн "Класса!".
Кстати, о сюрпризах: вы помните, какой подарок сделала всем обладательница гран-при Мария Коленова? (Подглядываем в видео).
Интервью с победителем. Алёна Заика
Алёна Заика из Тюмени впервые прошла в финал в третьем сезоне, а в этом году стала победителем в трёх номинациях!
Но речь в интервью с ней пойдет не о об этом счастливом числе, а о том, что выделило ее рассказ среди других, чем ей полюбились финалисты и организаторы конкурса и какая у нее цель в творчестве.
Интервью с победителем. Александра Ситникова
Аля участвовала в "Классе!" с восьмого класса, но в финал вышла впервые! Она рассказала, что точно нужно сделать каждому участнику на финале, что она будет вспоминать о конкурсе спустя несколько лет и дала напутствие всем будущим финалистам.
Интервью с победителем. Юля Ялугина
Юля объяснила, что даст прочтение ее рассказа, поделилась, какая главная мысль сквозила на лекциях и мастер-классах и что сказала бы себе перед участием в конкурсе.
Интервью с победителем. Яна Павлюк
У победительницы из Новосибирской области Яны Павлюк мы спросили: "Почему стоит прочитать твой рассказ?" И она ответила в четырех словах: "Так можно понять подростка". В интервью с ней вы также узнаете, какие эмоции у нее остались от общения с финалистами и членами жюри и что ей запомнилось в конкурсе больше всего.
Интервью с победителем. Иван Гуменник
Интервью с Иваном Гуменником из Санкт-Петербурга. Он ёмко описал свое состояние после участия в конкурсе, поделился мыслями о том, кто такой молодой современный автор, и какие ощущения ему даёт творчество.
Интервью с победителем. Дарья Баранова
Наша первая героиня - Дарья Баранова из Архангельска. Даша участвовала в конкурсе три раза, и на третий раз не только прошла в финал, но и победила! В интервью она рассказала, почему участие в "Классе!" так важно юному писателю, почему стоит прочитать ее рассказ и зачем подростки начинают писать.
Всероссийский литературный конкурс «Класс!»
Фото: Виталий Рейслер
Оператор и монтаж: Антон Дмитриев
Использование фотографий возможно только с письменного разрешения куратора конкурса