Завершен региональный этап шестого сезона Всероссийского литературного конкурса «Класс!». Благодаря расширению географии Конкурса в этом году участие в нем приняло рекордное количество ребят.
На конкурс поступили работы из 80 субъектов РФ. Среди них регионы, ранее не принимавшие участие в Конкурсе, такие как Запорожская область, Кабардино-Балкарская Республика, Камчатский край, Магаданская область, Республика Дагестан.
В этом году в конкурсе впервые участвовали школьники из стран СНГ.
«Мы благодарим Россотрудничество за поддержку, именно благодаря их приглашению к участию большинство ребят, пишущих на русском языке, узнали о конкурсе. К нам поступило более 250 заявок из 8 стран: Республики Армения, Республики Беларусь, Республики Казахстан, Кыргызской Республики, Республики Молдова, Республики Таджикистан, Туркменистана и Республики Узбекистана. По итогам работы экспертов 10 сильнейших работ школьников из Беларуси, Казахстана, Кыргызстана и Узбекистана прошли в следующий этап. Теперь их рассказы, как и работы региональных победителей, оценят члены жюри. Пятеро участников из стран СНГ и 45 участников из регионов будут приглашены в Москву на финал, который пройдет 6–8 сентября», – рассказала руководитель конкурса Анастасия Скорондаева.
В шестом сезоне более 13 тысяч подростков подали заявки на Конкурс. До регионального этапа и международного этапа в СНГ было допущено более 2500 рассказов. Самыми популярными темами нынешнего сезона стали «Старая ива» Вадима Панова, «Если бы не…» Анны Матвеевой и «Свет в конце коридора» Дмитрия Воденникова.
В результате работы экспертов региональными победителями стали ребята из 47 субъектов РФ. Отдельно хочется отметить участников из Ленинградской, Новосибирской и Самарской областей: в этих регионах нет экспертных комитетов, но рассказы участников из этих субъектов настолько сильные, что в конкурентной борьбе они выбиваются в лидеры среди огромного количества работ. И в следующий этап из этих областей проходят по 5–6 человек.
Не первый год конкурс «Класс!» пользуется огромной популярностью в Краснодарском крае и Тюменской области, где участие принимают более 500 ребят. Конечно же, это заслуга наших региональных кураторов: ГБОУ ДПО «Институт развития образования» и ГАОУ ТО ДПО «Тюменский областной государственный институт развития регионального образования».
Мы привыкли, что среди авторов художественной литературы, среди классиков, мужчин больше, чем женщин. Но в юности все иначе: из 140 победителей из регионов и стран СНГ 114 девочек и только 26 мальчиков.
В конкурсе «Класс!» участвуют школьники 8–11 классов, и можно отметить, что распределение региональных победителей и победителей стран СНГ по классам обучения в шестом сезоне практически равное.
Мы благодарим наших региональных кураторов и экспертов за проделанную работу, за поиск талантливых мальчишек и девчонок.
Своими впечатлениями от рассказов шестого сезона поделились наши постоянные эксперты – журналист и редактор Анна Хрусталева и писательница и литературный редактор Наталья Калинникова.
Анна Хрусталева: «Сложно представить, но факт остается фактом: первые ребята, чьи работы, присланные на конкурс «Класс», мне выпало читать, сейчас уже, наверное, оканчивают – или уже окончили – вуз. Так что есть, с чем сравнивать. Что изменилось за минувшие шесть лет? Куда-то неожиданно исчезли все вампиры и их академии, уступив место азиатской мифологии с ее демонами во главе с лисами-оборотнями, кицунэ. Друзья, благодарю за ликбез, вы значительно расширили мои фольклорные горизонты. По-прежнему не отпускает тема войны, приобретая в сегодняшних текстах новое, актуальное звучание. Одиночество, вина, перипетии взаимоотношений с друзьями и родителями, музыка, творчество, спорт, живительная сила природы и, конечно же, королева-любовь – всё по-прежнему на месте. И это успокаивает: в жизни должны быть незыблемые константы. Что настораживает? Влияние стандартов ЕГЭ на свободную творческую мысль. Многие авторы строят свои произведения по экзаменационным шаблонам: формулируют проблемные вопросы, а затем подробно их комментируют. Не стоит! Мы не на экзамене. Искусство, запаянное в схему, погибает, не родившись. Помните поэта Пушкина? «Дорогою свободной иди, куда влечет тебя свободный ум, усовершенствуя плоды любимых дум, не требуя наград за подвиг благородный». Он знал, о чем говорит. Ему точно можно верить…».
Наталья Калинникова: «Я не перестаю удивляться полёту фантазии наших участников и участниц. Каждый год — столько новых историй о семье, друзьях и домашних питомцах, о взрослении, учёбе и поисках смысла жизни! Яркий калейдоскоп остроумных сюжетов и харизматичных, порой очень трогательных персонажей. Юные авторы весьма умело владеют драматургией: некоторые работы были настолько эмоционально «заряжены» и при этом так интересно структурированы, что, читая их, я словно смотрела кино.
Эмоции в тексте — это само по себе здорово: именно они «подключают» нас к истории, погружают в атмосферу произведения. Но иногда чувства льются через край и размывают границы жанра. Поэтому в качестве пожелания для творческого развития я бы рекомендовала участникам (особенно тем, кому ближе не реализм, а фантастика или фэнтези) придерживаться определения рассказа. Это жанр, в котором, как правило, действуют не больше 1–2 главных героев. С ними происходят 2–3 события, которые очень важно не пересказать, а показать читателю. Пересказ «пересушивает» текст, упрощает его: как будто автор нам уже всё объяснил. Получается что-то вроде аннотации к длинному-предлинному сериалу, а если туда закрались штампы — можно и вовсе заскучать… Поэтому я бы рекомендовала читать побольше статей про штампы, особенно — про Мэри и Марти Сью, чтобы впредь как можно реже встречаться с этой парочкой в своих произведениях.
Рассказ вообще любит мимикрировать. Он может превратиться в эссе или даже в басню — если снабдить его предисловием, в котором выведена «основная идея», чтобы читатель понял её наверняка. Я бы тоже рекомендовала этого по возможности избегать. Во-первых, в современной прозе такой приём уже давно не используется. Во-вторых, из-за этого даже весьма симпатичный текст превращается в рассуждение на тему «что такое хорошо и что такое плохо». Читатель сам должен делать выводы — представляя картинки, которые вы нарисовали, сопереживая героям, которых вы создали. А для этого нужно постоянно совершенствовать мастерство, писать новые рассказы и переписывать, не останавливаясь на достигнутом!»