«С талантом нужно вступать в отношения». Интервью с Ольгой Славниковой



Для тех, кто хочет лучше узнать наших наставников, мы запустили серию интервью, в которых они отвечают на самые актуальные вопросы о конкурсе, делятся отношением к литературному ремеслу и детскому творчеству.


Можно ли написать гениальный рассказ, когда тебе 16? А роман?

Чтобы завершить роман в шестнадцать лет, начинать работу над ним нужно в тринадцать. Роман – это два-три года жизни. Шестнадцатилетний романист – это маловероятно. И не потому, что автору не хватит жизненного опыта. Ему не хватит расстояния от опыта до той точки, когда пережитое попросится под перо. О себе, шестнадцатилетнем, человек может написать роман года в двадцать два. А вот рассказ – вполне вероятно. Рассказ будет, конечно, неуклюжий, непричесанный, стилистически неловкий. Но с яркой внутренней вспышкой. Причесать, отредактировать – дело техники.

Чего вы ждете от конкурсных текстов, что надеетесь в них найти?

Жду рассказы с индивидуальной интонацией, с собственным неповторимым тембром. Сюжеты, герои могут быть заемными – всякий автор учится, подражая. А голос должен быть свой, узнаваемый по одному абзацу.

Можно ли научить писать или без таланта в этом деле никуда?

Без таланта никак. Надо, чтобы при рождении звезда на темечко упала. Но талант надо еще в себе обнаружить. С талантом надо вступить в отношения. Для этого требуются условия, начиная с какой-никакой домашней библиотеки.

Нужен ли юному автору наставник?

Безусловно. Каждый, написавший рассказ, хочет его кому-то прочитать. Обычно на роль слушателей приглашаются друзья, иногда – родители. Будет гораздо продуктивнее, если первым читателем окажется профессионал. Он как минимум предостережет начинающего автора от типовых ошибок. Видите ли, грабли – вещь мистическая: наступаешь ногой, а прилетает по лбу. Базовая задача наставника – разъяснить устройство грабель в литературе. Ну, а если очень повезет, то наставник познакомит автора с ним самим: какого рода талант достался, какие жанры дадут развиваться. Ну, и стиль надо ставить, как ставят голос.

Что важнее для начинающего писателя: похвала или критика?

Важнее всего конструктивная похвала. Перед начинающим надо раскрывать перспективы его текста. Вместе с ним развивать удачи. После разбора у автора должны гореть глаза, пальцы должны приплясывать в жажде скорей печатать буквы. Автору надо показывать не его сегодняшнего, а его в недалеком будущем, когда все получится.

Расскажите, как вам темы конкурсных рассказов? Как вам кажется, какая будет наиболее популярной?

Все темы с хорошим потенциалом. Простор для самых разных сюжетов. Думаю, самой популярной окажется тема Дмитрия Быкова «Мой сосед – инопланетянин». По опыту знаю, что юные сочинители начинают либо со стихов, либо с фантастики.

Чего не хватает современным школьникам на уроках русского языка и литературы? Что бы вы изменили в школьной программе?

Не хватает современной литературы. Классика – это прекрасно и необходимо, но все же сегодняшнее художественное мышление сильно отличается от того, что было в XIX веке. Как втиснуть в переполненную программу то, что пишется здесь и сейчас? Не знаю, возможно, за счет специализации в старших классах.

Может ли в школе прижиться предмет, вроде Creative writing? Как еще раскрыть творческий потенциал ребенка?

Может – факультативно. Среди всех старшеклассников человек десять желающих и способных обязательно найдется. Но я больше верю в специальные, отдельные от школы мастерские. В CWS, например, есть мастерская для подростков. Еще можно учиться онлайн. Не только писательскому мастерству – много чему. Думаю, будущее за онлайн-образованием. И нынешние подростки, живущие в Сети, успешно найдут себе все, что им надо.

Как поступить родителям, если их ребенок говорит, что хочет быть писателем, а не, например, астрофизиком? Может ли писательство быть полноценной профессией?

Писательство не кормит и потому полноценной профессией быть не может. На месте родителей, оказавшихся в столь сложной ситуации, я бы, во-первых, объяснила чаду все на берегу. Во-вторых, подумала бы вместе с чадом о профессии, где навык работы со словом можно продать за деньги. Это может быть журналистика, сценаристика, вообще создание каких-то текстовых контентов. Ну, и в-третьих, родителям имеет смысл озаботиться будущим пассивным доходом, который поддержит ребенка на плаву, пока тот будет писать роман. Но это, конечно, высокий жизненный подвиг.

Какую книгу вы посоветовали бы прочесть всем без исключения участникам конкурса? А их родителям?

Участникам конкурса рекомендую короткие рассказы Чехова и О. Генри, родителям – «Закон о детях» Йена Макьюэна.