Стартовал всероссийский литературный конкурс «Класс!»

8 октября зал для пресс-конференций ТАСС был заполнен до отказа, здесь собрались известные писатели, среди которых были Дмитрий Быков, Ольга Славникова и Марина Степнова, у микрофона — координатор проекта Майя Кучерская, в первых рядах — автор тележурнала «Ералаш» Борис Грачевский и директор компании «Меркатор» Андрей Скворцов. Зачем они здесь собрались? Ответ очень прост! Все они хотят, чтобы следующим лауреатом Нобелевской премии по литературе стал ты. И это гораздо проще, чем кажется на первый взгляд — начать следует с участия в нашем конкурсе.
"Талантливым людям нужно помогать"

Рождение нового конкурса объединило в общийнациональный проект уже существующие творческие и литературные конкурсы: «Живая классика» для младших школьников, «Лицей» для начинающих прозаиков, «Большая книга» для зрелых писателей. С появлением конкурса «Класс!» для подростков 8-11 классов цикл создания и становления молодых талантливых авторов приобрел недостающее звено. Об этом сказал и глава Трансконтинентальной Медиакомпании, председатель Попечительского совета премии Александр Митрошенков, приветствуя участников пресс-конференции:

— Завершается цикл создания уникальной системы конкурсов, которая сможет возродить нашу любовь к литературе. Мысль, что мы – самая читающая страна не исчезла, мы хотим оставаться такой и на это необходимо потратить много сил.

Социальная миссия конкурса очень важна, но главное — получать удовольствие от творчества. Цель конкурса — подарить участникам веру в себя и свой голос, а потому гораздо важнее любых призов —открыть блокнот (или ноутбук?) и взяться за дело прямо сейчас!

— Мы хотим, чтобы вы почувствовали вкус к творчеству, а значит к вдохновению и счастью, — приветствует будущих участников конкурса во вступительном ролике координатор конкурса, профессор НИУ ВШЭ Майя Кучерская.

Она напомнила, что от авторов не ждут школьных сочинений или эссе, жюри будет оценивать рассказы. Специально для ребят на сайте конкурса появится цикл лекций о том, как сочинять рассказы: создавать интересных героев, конструировать запоминающиеся сюжеты и писать живые диалоги.

— Талантливым людям нужно помогать, — добавляет с экрана член жюри, писатель и сценарист, преподаватель НИУ ВШЭ Марина Степнова. — Я хочу, чтобы на книжных полках было как можно больше книг талантливых молодых авторов.

Как это устроено?

Первый сезон конкурса стартует в пяти регионах: Москве, Санкт-Петербурге, Перми, Саратове и Нижнем Новгороде. Через 2-3 года проект планируется расширить до 50-60 регионов. Заместитель руководителя Роспечати и председатель Организационного комитета конкурса Владимир Григорьев напомнил: «Когда-то конкурс "Живая классика"» тоже стартовал с пяти регионов, а сейчас в нем принимают участие миллионы».

— Соревноваться будут не только дети, а их родители, учителя, школы, районы, города и, наконец, губернии, — уточнил Григорьев.

По итогам регионального этапа финалисты конкурса приедут в Москву, чтобыпоучаствовать в культурной программе,пройти серию мастер-классов и вместе с членами жюри написатьсвои финальные рассказы.

— Всего мы выберем 30 финалистов, и это принципиальное решение. Мы хотим найти не самого-самого талантливого школьника, а много талантливых школьников, — продолжила конференцию Майя Кучерская.

Она подчеркнула: главная цель конкурса — создать литературную среду
для молодых авторов. Без такой среды невозможно появление гения,
считает координатор проекта.

Отправить свой рассказ на конкурс можно будет, начиная с 1 ноября и заканчивая 14 января. Внутришкольные коллегии отберут лучшие работы и передадут их в Экспертные комитеты при городских библиотеках. Затем рассказы-победители отправятся в Москву. Их будут читать и оценивать пять членов жюри — известные писатели, поэты и сценаристы: Дмитрий Быков, Эдуард Веркин, Ольга Славникова, Марина Степнова и Олег Швец. Именно они стали авторами тем, на которые школьникам предстоит писать свои произведения.

— Новое поколение, которое пришло в школы, способно не только нас научить, но и нас озадачить. Для того, чтобы оставаться на их уровне, придется бежать очень быстро. Это дети, мыслящие очень нестандартно, — в свою очередь сказал Быков.


Писать честно, судить без скидок

Простор для нестандартных мыслей задан широкий: участникам конкурса предстоит написать рассказ на одну из пяти тем. Темы для рассказов были выбраны с помощью лототрона из тридцати тем: по шесть от каждогочленажюри. Почетная обязанность крутить барабан лототрона и случайным образом отбирать темы пала на Бориса Грачевского и Андрея Скворцова.

Юным писателям предстоит написать рассказ на одну из следующих тем:

1. «Мой сосед — инопланетянин» (тема Дмитрия Быкова)[1],
2. «Мне кофе без молока, пожалуйста» (тема Марины Степновой),
3. «Честный блог кота Мурра» (тема Ольги Славниковой),
4. «Мальчик, с которым никто не разговаривал» (тема Олега Швеца) и
5. «Встреча с бывшим другом» (тема Эдуарда Веркина).

Комментируя выбор тем, Марина Степнова заметила:

— Мы забываем, что в школе ребят уже научили писать в кандалах. К заданным темам они привыкли. Мне хотелось выбрать все темы так, чтобы дать как можно больше воли и пространства их воображению. И я рада, что самая непростая из тем победила: на тему "Мне кофе без молока, пожалуйста" можно написать историю в абсолютно любом жанре.

— Выбор тем замечательный. Они все серьезные, в большинстве своем трагические, без скидок, — поддержал коллегу Дмитрий Быков, после чего внезапно пообещал написать по рассказу на каждую из тем конкурса. Кажется, у участников конкурса появился серьезный конкурент!

После завершения пресс-конференции мы подошли к членам жюри с вопросом: чего они ожидают от конкурса и чего бы хотели пожелать будущим участникам.

— Писателей юных у нас много, думаю, интерес у них возникнет, они на конкурс и напишут, а мы их с удовольствием "пожюрим", — пообещал Эдуард Веркин. Его коллега Олег Швец напомнил, что конкурс — отличный "социальный лифт" для юных писателей, которые раньше не получали столь широких возможностей продемонстрировать свои таланты, а Марина Степнова заметила:

— Любой писатель проходит период ученичества и чудесно, что в этот период ученичества молодые авторы могут остаться не одни, что попадут в профессиональную среду и проделают путь к настоящей прозе. Если они попадут в хорошие педагогические руки, то, может быть, чуть быстрее, чем своим ходом, мы получим целую плеяду новых авторов.


Ожидания Дмитрия Быкова оказались с легкой ноткой грусти:

— Я ощущаю уже заранее жгучий комплекс неполноценности, потому что мои сегодняшние десятиклассники (я набрал десятые классы, "золотое сечение") демонстрируют гораздо большую эрудицию, чем я ждал, и гораздо легче ловят мои провокационные вопросы. Я ожидаю в очередной раз чувства, что я морально устарел, одряхлел и ничему их не могу научить. Но счастье от мысли, что они принесут миру наконец освобождение и радость, перевешивает эти скептические чувства относительно меня самого.


Ольга Славникова выразила определенные опасения в связи с многоэтапностью отбора рассказов.

— Я боюсь, что эта многоэтапность — участие учителей, мам, пап, отборщиков — невольно заставит авторов себя редактировать. Пробиться сквозь этот каскад чужих ожиданий бывает очень трудно. Но с другой стороны, в этом возрасте очень активно пробуждается фантазия и эмоциональная художественная память. То есть если сейчас кто-то дерзнет и напишет от себя, честно, парадоксально, с юмором, очень может быть, что мы получим писателей.

Дерзайте — и не бойтесь чужого мнения — вот главный посыл нашего жюри.

С 1 ноября по 14 января 2019 года мы ждем твой рассказ объемом не больше 10 тысяч знаков с пробелами на одну из предложенных тем. Все подробности о конкурсе, ход приема рассказов, свежие лекции и мастер-классы от известных писателей ты найдешь на нашем сайте. Грядет первый сезон одного из самых масштабных проектов для начинающих писателей.

До встречи на Красной площади!
[1]Изначально лототрон отобрал тему "Хочу на войну", однако в ответ на прозвучавшие после пресс-конференции сомнения учителей в том, что они сумеют объяснить ученикам тему "Хочу на войну", Оргкомитет обратился к Дмитрию Быкову с предложением заменить ее на другую. Быков выбрал "Мой сосед - инопланетянин" как самую любимую из списка.