Пятый сезон

Всероссийский литературный конкурс «Класс!»

объявил темы рассказов пятого сезона
ФОТО: STANISLAV KRASILNIKOV/TASS
В ТАСС состоялась пресс-конференция старта пятого сезона конкурса «Класс!», на которой были объявлены темы рассказов, состав жюри, а также даты и темы ближайших очных и онлайн-мастерских для потенциальных участников проекта.

В состав жюри конкурса этого года вошли известные писатели и педагоги: Ольга Славникова, Дмитрий Воденников, Яна Вагнер, Вадим Панов, Нина Дашевская, под председательством Анны Матвеевой.

В пресс-конференции приняли участие куратор проекта, журналист Анастасия Скорондаева, победитель второго сезона конкурса «Класс!» Андрей Никоноров, а также члены жюри конкурса этого года: Ольга Славникова, Яна Вагнер, Вадим Панов, Нина Дашевская, а Анна Матвеева прислала видеопривет и прокомментировала предложенные темы.

Анастасия Скорондаева первым делом рассказала про рост проекта: «За пять лет «Класс!» стал не просто конкурсом, когда вы отправили работу, вас оценили, выслали диплом, пригласили в Москву и наградили. Конкурс превратился в большой образовательный проект и социальный лифт для начинающих писателей. Мы проводим очные мастерские, записываем образовательные лекции, помогаем опубликоваться в литературных «толстых» журналах. Нам важно не только разглядеть талант, но и дать ему возможность развиться и попасть в правильное русло: создать молодое содружество литераторов, заинтересованных в развитии русского языка, которое сегодня сформирует среду, необходимую для культурного единства страны в будущем».

Куратор конкурса Анастасия Скорондаева также упомянула и о высокой конкуренции этого сезона: «В этом году мы приглашаем абсолютно все регионы к участию в конкурсе. Если кто-то не увидит свой регион, не переживайте, можно будет отправить работу напрямую в Организационный комитет. Адреса будут опубликованы на сайте. Конкуренция у нас будет в этом году велика».

Яна Вагнер посоветовала ребятам попробовать позволить себе абсолютную свободу: «Не стоит относиться к темам как к названиям экзаменационных билетов, попробуйте позволить себе абсолютную свободу. Мой вам совет и напутствие: не старайтесь угадать, что именно имел в виду член жюри, который предложил вам эту тему, а, оттолкнувшись от нее, попробуйте представить себе то, что интересно было бы обсудить с читателем именно вам».

«Такие конкурсы, как «Класс!», — отметил Вадим Панов, — позволяют не просто выразить свои чувства, но еще и помечтать о том, что будет. И может быть, то, что было написано в рассказах, возьмёт и сбудется. Я надеюсь, что так и будет».

В этом году, как и в предыдущем, тем рассказов семь: шесть от членов жюри и одна от победителя четвертого сезона. Тема была выбрана заранее путем народного голосования на сайте конкурса и в соцсетях. Большинство проголосовало за тему «Мой детский страх», предложенную финалисткой четвертого сезона конкурса Ольгой Селивановой. «Всех в детстве пугали какие-то нелепые вещи, которые с возрастом казались безобидными, уверена, участникам будет, о чем написать в любом жанре», — комментирует тему Ольга.

В итоге в ходе жеребьевки были выбраны следующие темы рассказов пятого сезона:

Анна Матвеева «Как я нашел машину времени»

Вадим Панов «Это была отличная неделя»

Нина Дашевская «Толстовка/худи/свитшот/свитер»

Яна Вагнер «На том же месте через десять лет»

Ольга Славникова «Председательствует кот»

Дмитрий Воденников «Синий цвет неба и тревоги»

Ольга Селиванова, финалистка четвертого сезона конкурса «Класс!» «Мой детский страх»

Работы на конкурс принимаются до 28 февраля. Адреса, куда можно отправлять рассказы, будут опубликованы на сайте конкурса.
Комментарии к темам:

Анна Матвеева «Как я нашел машину времени»

«Я думаю, каждый из нас пытался ответить на вопрос «Что бы я сделал, если бы нашёл машину времени, куда бы я отправился, в какую эпоху, в какое время?». Но тут самый, как мне кажется, интересный поворотэто как я ее нашёл, что я с ней сделаюэто уже другой вопрос. «Как я ее обнаружил», на эту тему мне было бы очень интересно прочитать работы участников».

Дмитрий Воденников «Синий цвет неба и тревоги»

«Посмотрите значение синего цвета, как он применяется в церкви, в росписи. Какие есть оттенки синего цвета. Синяя темнота за окнамиэто тревога. А с другой стороны, синий цветэто цвет неба, обещания, прощения, возможного спасения. Синий цвет взаимно противоположный, он иногда значит одно, иногда другое. Мне нужно это соединение противоположных черт. С одной стороны, божья пригляда, а с другой стороны, наша человеческая, животная составляющая».

Вадим Панов «Это была отличная неделя»
«Отличная тема, очень позитивная, и я очень рад, что выпала она. Хотелось придумать нечто такое, чтобы дать полёт фантазии, чтобы можно было подумать и придумать нечто неожиданное, нечто такое, что невозможно повторить, потому что конкурс «Класс!» учит мечтать».

Нина Дашевская «Толстовка/худи/свитшот/свитер»

«Свитер – это наше детство. Сейчас люди тоже носят свитера, но, когда заходишь в подростковую аудиторию, свитер не частая одежда. А чаще, опять же, кто как называет: худи, свитшот… Я думаю, к этой теме можно подойти с двух сторон. Может быть, вы и третью, четвёртую найдете, но я вижу, что это либо история про действительно толстовку, любимую, нелюбимую, чью-то, которая у вас оказалась. Часто случается, что, чем у́же тема, чем мельче деталь, тем интереснее потом достраивать этот мир от этой маленькой пуговицы. А с другой стороны, несколько ребят действительно могут подойти с лингвистической точки зрения, как по-разному люди называют одежду, как из этого выходит путаница, ссора, и оказывается, что есть у нас новые слова и еще разный взгляд на них».

Яна Вагнер «На том же месте через десять лет»

«На том же месте через десять лет» даёт нам довольно большое поле для самых разных фантазий. С удовольствием и с любопытством жду результатов».

Ольга Славникова «Председательствует кот»

«Котысущества таинственные и очень умные. Кроме того, коты имеют в мировой литературе большое представительство. Начиная с кота Мура, продолжая котом Бегемотом. Когда начинающий автор делает первые шаги, у него большой соблазн сделать главным героем себя. Иногда это весело и увлекательно, но я бы посоветовала делать главного героя не только из себя, но из кого-то еще. Автор зачастую отдает главному герою часть своего личного опыта. Оглянитесь вокруг, посмотрите на своих друзей, возможно, на какую-то часть ваш персонаж будет состоять не только из вас, но будет похож и на кого-то из вашего окружения. Это важно, так сюжет получается интереснее».


***

Цель конкурса — выявление и поддержка юных авторов, пишущих художественную прозу. На конкурс приглашаются школьники 8–11 классов из всех регионов Российской Федерации. Ребятам предлагается написать небольшой рассказ на одну из тем, придуманных членами жюри и одним из победителей четвертого сезона конкурса.

После старта сезона начинающим писателям предстоит пройти два отборочных тура: региональный и всероссийский. В своих рассказах конкурсанты смогут продемонстрировать мастерство владения словом, силу и живость воображения.

По итогам конкурса авторы 50 лучших рассказов получают в качестве награждения поездку в Москву вместе с сопровождающим. Их ждут мастер-классы и лекции российских писателей, подарки от лучших издательств страны и партнеров конкурса, возможность опубликоваться в старейших литературных изданиях России и, конечно, награждение победителей.

Всероссийский литературный конкурс «Класс!» — первая ступень масштабного проекта по подготовке молодых писателей России. Это своеобразный социально-творческий лифт, который везет ребят в современный литературный мир. Помимо «Класса!», проект «Молодая литература России» будет состоять еще из трех ступеней: «Мастерских молодых писателей» и «Школы молодых писателей», проводимых Ассоциацией союзов писателей и издателей, а также Форума молодых писателей, организованного Фондом социально-экономических и интеллектуальных программ.

В основе конкурса — взаимодействие профессиональных писателей с начинающими авторами, которые вместе создают содружество литераторов, заинтересованных в развитии русской культуры и языка. Талантливые мальчишки и девчонки не только получают шанс заявить о себе на всю страну, но и развивают важные для писателя качества: вкус к языку и хорошим книгам, умение точно и емко выражать свои мысли, выдумывать и фантазировать на полную катушку.

«Класс!» реализуется при поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации и Президентского фонда культурных инициатив.